ДЕКАДА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. В помощь учителю

23.08.2022 | 1256 просмотра(ов)

В отделе литературы по искусству стало традицией перед началом нового учебного года представлять книжную выставку «В помощь учителю». В прежние годы мы знакомили учителей средних школ, техникумов и вузов, преподающих мировую художественную культуру (МХК), культурологию, музееведение, эстетику с учебными и методическими пособиями по этим предметам. В этом году книжная выставка адресована учителям музыки и изобразительного искусства.

Методическая литература или методика преподавания какого-либо предмета (в нашем случае музыки и изобразительного искусства) предполагает наличие пособий, помогающих педагогу составить определённую систему уроков. В отделе литературы по искусству учителя смогут найти литературу как для подготовки занятий в общеобразовательных школах, так и в учебных заведениях дополнительного образования (Детские школы искусств, Детские музыкальные школы, художественные школы и студии). Такая литература, изданная в последние десятилетия, представлена на выставке. Здесь и пособия, рассматривающие теоретические основы музыкального и художественного образования и воспитания, и учебники, и поурочные планы, и конспекты уроков по разным программам, и внеклассная работа, и тестовые задания по данным предметам. Познакомимся с некоторыми из них.

Предмет «Изобразительное искусство» содержит множество возможностей, благодаря которым учитель может разработать собственную программу, реализовать свою концепцию. В этом ему могут помочь методические пособия, представляющие разные направления в изучении данного предмета. Так поурочное планирование уроков разных форм (лекция, урок-практикум, путешествие, импровизация и др.) даётся в изданиях по программе Н. Б. Неменского.

Поурочное планирование уроков по программе В. С. Кузина (5, 6, 7, 8 классы) включает в себя не только уроки по обучению основам изобразительной грамоты, но и знакомит учащихся с вопросами истории искусства, анализируются произведения искусства, включены познавательные моменты, что способствует эстетическому воспитанию детей.

В рамках нынешнего 2022 года - Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов – будут актуальны уроки о самобытной культуре разных народов России, изучение народных промыслов. В связи с этим на выставке представлены материалы и рекомендации, как может быть организована работа по развитию творческих способностей учащихся на основе обращения к народному творчеству.

В разделе «Музыка в школе» представлен опыт работы учителей музыки в разных регионах нашей страны, в том числе и опыт работы педагогов нашей республики. В частности, большой популярностью пользуется пособие «Марийская музыка в начальных классах» (автор Е.С. Петриченко). Цель данной книги – помочь учителям связать национальный материал с основными принципами и методами программы, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского. В основном разделе на примерах марийской народной и профессиональной музыки различных жанров раскрываются формы и методы усвоения тематического содержания школьной программы по музыке («О чём рассказывает музыка?»; «Как рассказывает музыка?»; «3 кита в музыке – песня, танец, марш» и др.) Данное пособие предназначено для преподавания музыки в школах, где обучение ведётся на марийском языке. Но предлагаемые рекомендации могут быть частично использованы и на уроках музыки в русских школах. В связи с этим Д. Б.Кабалевский отмечал: «Русские ребята не могут полноценно учиться, расти и духовно развиваться, оставаясь глухими к музыке того народа, в среде которого они живут, с которым постоянно общаются, чью разговорную и музыкальную речь постоянно слышат вокруг себя».

В разделе «Учебные пособия для ДМШ и ДШИ» представлены авторские методики обучения музыке, начиная с дошкольного возраста. Это: «Слушание музыки», «Уроки госпожи Мелодии» Н. Царёвой; «Первые уроки музыки» И. Домогацкой; «Музыкальная литература» Е. Лисянской и др. Несомненно, для педагогов будет интересен «Музыкальный учебник для детей» (автор М. Белованова), рассчитанный для детей 5-7 лет, начинающих обучаться игре на фортепиано. От имени весёлого маленького персонажа Мидольки, жителя волшебного королевства Семьнасемь, - даются основные музыкальные понятия. Уроки проходят весело, материал с помощью сказок, загадок, стихов, ребусов и песен запоминается легко и основательно.

Татьяна Юдовина-Гальперина хорошо известна в России и за рубежом как автор уникальной методики музыкального развития детей 2-3-летнего возраста. В своей книге «За роялем без слёз или Я – детский педагог» она размышляет о преимуществах раннего обучения музыке, об определении и выявлении музыкальных способностей, о том, как заботиться и не нанести ущерб здоровью и гармоническому развитию ученика, о проблемных детях и проблемных родителях, о профилактике профессиональных заболеваний, о методах работы с трёхлетними детьми в доигровой и игровой периоды и т.д. Эта книга интересна и педагогам-стажистам, и начинающим учителям музыки, и родителям. В ней в интересной форме, на конкретных примерах рассказывается о том, как педагог может облегчить детям сложный путь в мир музыки.

Итак, с этими и многими другими изданиями по музыке и изобразительному искусству можно познакомиться на выставке «В помощь учителю», которая будет работать до 1 октября в отделе литературы по искусству (2 эт., каб. № 36; т. 8 902 100 9908).

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

Русский