Юрий Александрович Кулагин (1924-1987) – доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, ведущий учёный СССР в области специальной психологии и дефектологии, внесший значительный вклад в изучение особенностей тактильного восприятия слепых детей.
Родившись в 1924 г. в семье школьных учителей в г. Коврове Владимирской области, Юрий Александрович разделил нелёгкую судьбу военного поколения. После окончания школы в 1941 г. он поступил в Московский авиационный технологический институт. Так как в июле ему исполнилось 17 лет, то в армию его не взяли. Осенью Юрий оказался в эвакуации в Новосибирске. Сильные морозы, голод, разгрузка вагонов, чтобы заработать на хлеб... Потом артиллерийское училище, звание младшего лейтенанта и фронт, на который он стремился.
Войну с фашистской Германией Ю. А. Кулагин закончил в Восточной Пруссии младшим лейтенантом, командиром артиллерийского взвода, а затем ещё успел принять участие в войне с Японией. После демобилизации он вернулся в родной город и работал заведующим Домом пионеров. Своё призвание он видел в работе с детьми, собирался быть школьным учителем в Коврове.
Летом 1947 г. Юрий Александрович поехал в Москву для поступления в педагогический институт. Но возникли серьёзные обстоятельства – в пединституте не оказалось общежития для иногородних. Зато общежитие нашлось в Московском государственном университете. Так Ю. А. Кулагин стал студентом философского факультета.
В 1952 году он с отличием окончил психологическое отделение философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Будучи студентом, он проводил исследование по проблеме взаимодействия анализаторов в процессе восприятия под руководством Е. Н. Соколова. Его дипломная работа, посвящённая особенностям двигательно-пространственной ориентировки на основе слуховых сигналов, была признана одной из лучших работ выпуска 1952 г.
В этом же году Ю. А. Кулагин поступил в аспирантуру Института дефектологии АПН РСФСР. Здесь под руководством профессора М. И. Земцовой он проводил экспериментально-психологическое изучение механизмов осязательного восприятия слепых. После досрочного окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации на тему «Осязательное восприятие предметов слепыми детьми» (1954 г.) Ю. А. Кулагин был принят на работу старшим научным сотрудником сектора тифлопедагогики НИИ дефектологии АПН РСФСР.
В 1961 г. он возглавил вновь организованную лабораторию обучения и воспитания слабовидящих детей, где продолжил исследования, которые способствовали созданию приборов для слепых. В них использовался принцип преобразования световых воздействий, не доступных для восприятия слепых, в звуковую сигнализацию. Эти работы составили психолого-педагогическое обоснование для разработки специальных технических средств для слепых и их применения в обучении школьников с глубокими нарушениями зрения. За комплекс этих исследований Юрий Александрович был награждён бронзовой медалью ВДНХ СССР. Также под его руководством в лаборатории велось изучение особенностей психического развития и обучения слабовидящих детей, до того времени почти не изученных.
С 1963 г. Ю. А. Кулагин работает учёным секретарем института, с 1968 года – заместителем директора НИИ дефектологии по научной работе. В этом же году он защитил докторскую диссертацию, которая составила основу монографии «Восприятие средств наглядности учащимися школ слепых» (1969 г.). Она была отмечена первой премией АПН СССР.
В 1986 г Юрий Александрович становится директором Института дефектологии, а в мае 1986 г. избирается академиком-секретарем отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР и принимает участие в подготовке программ для школ слепых. Учёный уделяет особое внимание совершенствованию работы школ для слабовидящих детей и привлечению учителей к научным исследованиям. Под его руководством был защищён ряд диссертаций на дефектологические темы.
Из воспоминаний коллеги по НИИ Татьяны Всеволодовны Розановой: «Юра был прекрасным организатором любого дела. Решая научную или практическую задачу, он мог объяснить людям, что в ней является главным, и на это главное направлял все силы создаваемого таким образом коллектива. Благодаря этому в школах было организовано проведение больших экспериментов. Педагоги, которые понимали, что важно, а что несущественно, где им нужно искать и на что обращать внимание, прекрасно ладили друг с другом».
За время работы в области специальной психологии и дефектологии Ю. А. Кулагин опубликовал более 80 трудов. Кроме вопросов по взаимодействию анализаторов и компенсации недостающей зрительной стимуляции, им были детально изучены особенности восприятия слепыми рельефных изображений, в частности, вопросы возникновения иллюзий, аналогичных зрительным, при осязательном восприятии рельефных изображений, восприятия перспективы в таких изображениях. На основе этой группы исследований им были разработаны принципы построения рельефных изображений и методические указания к обучению слепых их восприятию.
Работы Ю. А. Кулагина показали, что незрячие дети на основе тактильного восприятия в целом верно отражают совокупность свойств предметов, которая становится доступной в результате специального обучения. Параллельно Юрием Александровичем выполнен ряд работ по общим проблемам дефектологии, принципам подхода к особенным детям и организации специального обучения.
С 1975 г. он возглавил научно-методический совет по дефектологии Министерства просвещения СССР и неоднократно представлял советскую специальную психологию и педагогику за рубежом, участвуя в работе международных конгрессов, конференций, симпозиумов по вопросам дефектологии.
Стремление использовать результаты психологических исследований на практике – характерная черта деятельности Ю. А. Кулагина. Он был одним из авторов «Книги для учителя школы слепых», принимал активное участие как автор и соредактор в создании «Дефектологического словаря», коллективной монографии «Основы обучения и воспитания аномальных детей».
Ю. А. Кулагин был первым главным редактором, а затем членом редколлегии журнала «Дефектология», созданного в 1969 г.
В последние годы он много занимался такими теоретическими проблемами специальной психологии и дефектологии, как специфические особенности аномального развития, основные принципы специального обучения, основы специальной психологии, объединяющей вопросы психологического изучения особенных детей разных категорий. Так, по его инициативе в НИИ дефектологии начали изучение слабовидящих детей, была создана лаборатория по изучению детей с задержкой психического развития, интенсивно изучались дети со сложной структурой нарушения развития.
Юрий Александрович Кулагин за многолетнюю и плодотворную работу в области народного образования и педагогической науки и за участие в Великой Отечественной войне был награждён почётными наградами: орденом Октябрьской Революции, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Дружбы народов и медалями СССР.
Ю. А. Кулагин умер 1 июля 1987 года в Москве. В памяти коллег остался как вдумчивый, чуткий и внимательный к людям человек, вызывавший глубокое уважение и любовь у всех, кому посчастливилось с ним работать.
Список литературы
- Кулагин, Ю. А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых / Ю. А. Кулагин. – Москва : Педагогика, 1969. – 295 с. : ил. № 740913 к/х
- Абдаллах, К. М. Кулагин Юрий Александрович / К. М. Абдаллах // Сто знаменитых дефектологов: к 100-летию Института коррекционной педагогики : биографический словарь / отв. ред. М. А. Тимофеев. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – С. 128-130. № б502584 с
- Бирючков, М. Юрий Александрович Кулагин / Марат Бирючков. – Текст : электронный // Школьный вестник : [сайт]. –
- URL: http://www.s-vestnik.ru/node/326#Юрий%20Александрович%20Кулагин (дата публикации: 01.09.2015).
- Юрий Александрович Кулагин : некролог // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 187-188.
Материал подготовлен С. Г. Горбуновой главным библиографом информационно-библиографического отдела.
- 166 просмотров