В отделе социально-экономической литературы подготовлена книжная выставка «Школа: успех начинается здесь», представляющая издания, которые помогут педагогам в воспитании и обучении успешных учеников.
На современном этапе в обществе происходит переосмысление целей и задач воспитания и образования. На первый план выходит необходимость формирования социально значимых качеств обучающихся, среди которых важными являются лидерские, организаторские, обеспечивающие возможность достижения жизненного успеха. Тема успеха волнует каждого из нас. Любой человек мечтает быть успешным, счастливым, здоровым, богатым. Эти вопросы всегда актуальны. С одной стороны, универсальных рецептов не существует, но с другой – многие люди шли к успеху одними и теми же путями, используя одни и те же методы.
В книге «Гении и аутсайдеры» Малкольма Гладуэлла представлены истории успеха разных людей. Книга не учит тому, как достигать успеха. Автор лишь повторяет очевидную истину о том, что для достижения успеха мало таланта или удачи, необходимо упорство и умение трудиться. Гладуэлл убеждает нас, что успех зависит от множества факторов, включая случайные обстоятельства, культурные и социальные условия, возможности для развития, а также помощь и поддержку окружающих. Понимание этих факторов может помочь нам не только осознать, почему некоторые люди достигают вершин, а другие нет, но и найти способы создать условия для собственного успеха. Школа в достижении успеха играет ключевую роль.
В Толковом словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой слово «успех» трактуется так: «1) удача в каком-либо деле, удачное достижение поставленной цели; 2) внимание общества к кому-либо, признание чьих-либо заслуг».
С психологической точки зрения, успех, как пишет А. Белкин в книге «Ситуация успеха. Как её создать», – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Кандидат педагогических наук Т. А. Креславская в статье «Ситуация успеха как метод развития лидерских качеств» отмечает, что важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха – нечто более субъективное, в значительной мере скрытое от взгляда со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Вопрос о важности образования для достижения успеха в жизни – один из тех, который волнует как родителей, так и самих учащихся. Согласно исследованиям, проведённым ЮНЕСКО, две трети россиян (66,7 %) твёрдо уверены в необходимости образования для достижения жизненного успеха. И это неудивительно, ведь образование – это не просто набор знаний, это фундамент, на котором строится всё остальное. Школа – это настоящая кузница не только знаний, но и жизненных навыков. Важно понимать, что развитие навыков и получение знаний – это непрерывный процесс, который не заканчивается в стенах школы. Однако именно школа закладывает фундамент, на котором будет строиться всё дальнейшее образование и развитие личности.
Для выполнения этих задач нужны новые технологии, активные методы обучения. Раздел выставки «Связаны одной целью» знакомит педагогов с новой литературой, способствующей более эффективной работе в этом направлении.
В России 42 тысячи разных школ. У каждой свой рецепт успеха. Одна школа живёт и работает в маленьком селе. Другая – столичная гимназия. Разные кадровые и материально-технические возможности. Однако каждая школа может создать условия для успеха своих ребят. В разделе «Школа – территория успеха» представлена литература о практическом опыте российских школ, в которых невероятно интересно учиться, каждый день познавать мир и небольшими шагами продвигаться к успеху всем – детям, их родителям, учителям.
Например, в статье С. Жирновой «Обретение надежды» речь идёт о Наде Яшмолкиной, ученице московской школы № 1514, которая в этом году – единственная в стране – набрала 400 баллов на ЕГЭ. В чём секрет её успеха? По словам учителя физики школы № 1514, полученный результат – это заслуга Нади. Она практически не допускала ошибок и постоянно усердно работала. «У нас в школе много ребят с хорошими результатами. Я думаю, что залог успеха – это командная работа. И администрации, и учителей, и самого ученика, и даже его одноклассников. Когда все нацелены на одно и то же, тогда будет максимальный результат», – говорит педагог Оксана Смирнова, подготовившая уже не один десяток «стобалльников». «Мне кажется, секрет заключается в том, что нужно искренне уважать детей и стараться им помочь. И неважно, какой у ребят уровень знаний. Даже если они очень слабые, всё равно нужно выкладываться по максимуму и давать им понять, что они могут сделать всё», – добавляет её коллега Софья Лобазова.
Какая школа сегодня может считаться успешной? Только ли та, в которой дети получают на ЕГЭ и ОГЭ высокие баллы и занимают призовые места на олимпиадах? Оказывается, образование, которое не учит жить успешно и счастливо, не имеет большой ценности.
Статья «Вверх по ступеням» Н. А. Соловейчика – это рассказ об инновационной Красноярской университетской гимназии № 1. В студии издательского дома «Первое сентября» состоялся разговор с директором гимназии № 1 Татьяной Ивановной Юстус. Тема интервью: «Конфликт как механизм развития. Чему и как учить в школе, чтобы дети умели разрешать конфликты». Татьяна Юстус считает, что конфликт – это условие развития. Каждый конфликт надо решать по-разному. Если школа научит учеников решать конфликты, то во взрослой жизни человек сможет решить конфликт и с самим собой. Цель гимназии – чтобы дети нашли себя, в том числе через решение конфликтов, через принятие себя. Потом лет в 30 такой ученик не скажет родителям: «Вы виноваты в том, что у меня не сложилась жизнь». И не будет считать, что живёт не своей жизнью.
Таким образом, цель современной школы – воспитать успешного, конкурентоспособного ученика, который сможет найти своё место в мире. А как иначе? Только успешные люди способны построить сильное государство.
С выставкой «Школа: успех начинается здесь» можно познакомиться в кабинете 214 (2 этаж) с 18 августа по 3 сентября 2025 года.
Информация подготовлена главным библиотекарем отдела социально-экономической литературы М. Н. Шибанаевой
- 75 просмотров