Книжная выставка «Планета по имени ШКОЛА» в социально-экономическом отделе представляет издания из фондов Национальной библиотеки, призванные помочь педагогам в их профессиональной деятельности. Разделы выставки охватывают различные направления школьной жизни.
Раздел «Школа окнами в завтра» знакомит читателей с новыми школами. Речь идёт не столько о вновь построенных помещениях, сколько о деятельности образовательных учреждений, являющихся своеобразным примером для других школ. В статье Галины Трофименко «Школа будущего? Она уже есть!» говорится об одной из них. Всё удивляет и восхищает в ней: тематический дизайн холлов, цифровая лаборатория, зал хореографии, гимнастический городок, бассейны, бизиборд (развивающий стенд) и так далее. Школа получила статус городского ресурсного центра информационных технологий. Процесс обучения по максимуму включает межпредметные связи, объединяющие физику, географию, химию, информатику. В школе действует несколько необычных проектов, один из них – внедрение аддитивных технологий на уроках трудового обучения. Ребята на уроках труда изготавливают типизированные изделия из пластика методом 3D-печати на 3D-принтере. В результате дети приобретают навыки в построении цифровых моделей, программировании. Любая школа, являясь живым организмом, постоянно развивается, шагает в ногу со временем, а может быть, на шаг вперёд.
Гончарная мастерская, роботы, антенны для связи с космическими спутниками, теплицы с овощами и зимний сад – так внутри выглядит здание, казалось бы, с виду обычной петербургской школы. Статья А. Шапыровой «За мечтою – в первый класс! Вы слыхали? Это нас!» – о супершколе в Санкт-Петербурге. В ней с первого класса готовят будущих инженеров. Поскучать в школе не удаётся. Каждый предмет преподаётся необычно. Например, география. Это не работа с контурными картами и не попытки вспомнить названия столиц разных государств. Здесь на уроках географии ученики могут конструировать метеорологические антенны. Если так проходит география, что же тогда творится на других предметах?
Сделать школу местом притяжения для учеников непросто. Здесь много слагаемых успеха или неудач. В школе должны учиться все – и ученики, и их родители, и педагоги. Раздел выставки «Классный учитель» посвящён педагогам. Учитель – это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Как и всё на свете, со временем она претерпевает изменения. Современный учитель – это профессионал, обладающий высоким уровнем разнообразных компетенций, способный быстро реагировать на внешние изменения, постоянно совершенствоваться, осваивать новые направления деятельности, иными словами, непрерывно самообразовываться, адаптироваться, развиваться. Особое внимание в данном разделе выставки стоит обратить на книги О. С. Задорина «Индивидуальность педагога» и Н. А. Глузмана и Н. В. Горбунова «Профессионализм педагога».
Проблеме острой и деликатной посвящено пособие Н. Б. Москвиной «Классное руководство: профилактика профессиональных деформаций учителя». Как влияет профессиональная деятельность на учителя? С одной стороны, педагог совершенствуется, оттачивает мастерство, с другой – что-то теряет. Невостребованные в работе способности постепенно угасают, формируются специфические – свойственные именно этой профессии черты. Эти изменения могут иметь и негативный характер. Насколько неизбежно деформирование личности учителя в процессе профессиональной деятельности? Можно ли этому как-то противостоять? Автор уверен, что этот процесс не фатален, его можно как предупреждать, так и смягчать и останавливать. Изложение материала в книге строится в форме диалога с читателем. Предлагаются вопросы, задания, возможность высказать собственные мысли. Обращение к фрагментам произведений художественной литературы позволяет читателю не только логически осмысливать предлагаемое содержание, но и эмоционально его переживать.
Одной из задач современной школы является усиление практической направленности обучения. Для этого используются разные формы и методы практико-ориентированного обучения. Квесты, лекции, интеллектуальные игры, интерактивные мастерские и всевозможные проекты и практикумы. Информацию о многообразии этих форм работы можно найти в изданиях, представленных в разделе «Инновации в обучении».
Авторы пособия «Современные образовательные технологии» – группа учёных: Е. Н. Ашанина, О. В. Васина, С. П. Ежова. Материал, размещённый в книге, включает в себя не только классические, но и интерактивные технологии обучения. Практические примеры, проблемные вопросы и логические задания позволят научиться применять в практической деятельности инновационные подходы к обучающим технологиям и тем самым качественно повысить эффективность учебного процесса.
В современной педагогике в последнее время активно стал применяться так называемый кейс-метод. В книге С. Ю. Попова и Е. В. Пронина «Современные образовательные технологии. Кейс-стади» подробнейшим образом рассматривается данная технология. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 году. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Кейс-случай, или кейс-метод – это современный метод обучения, в ходе которого даётся реальная проблемная ситуация. Наиболее успешно кейс-технологии можно использовать на уроках обществознания и истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс-технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. В книге представлены методика создания и функции метода, а также даны рекомендации по использованию кейсов в различных сферах образовательной деятельности.
Приоритетом воспитания в школе является формирование гармоничной личности. Но как это сделать? Об этом и не только в разделе выставки «Всё-всё-всё о воспитании».
В книге педагога-практика с многолетним стажем Надежды Щурковой «Система достойного воспитания» изложены основы современной методики преподавания и воспитания детей в школе. Важнейшим принципом мышления учителя нового времени является системность, способствующая лучшей организации работы с детьми. Деятельность педагога рассматривается как целостное, преобразующее прикосновение к личности, искусное мастерство дирижёра во всеобщем творческом процессе созидания свободной и достойной личности, гармонично существующей в социуме. В книге имеется много практического материала, призванного помочь современному учителю воспитывать современного ребёнка.
В России растёт количество детей с различными формами физических и психических нарушений, а количество коррекционных школ уменьшается. Поэтому реализация инклюзивного образования стала одной из важнейших задач государства. В последние годы стирается грань между обычными школьниками и «особенными» детьми. Инклюзивное образование в нашей стране только набирает обороты. Система требует изменения общества в целом, ведь в процессе перевода детей в обычную школу возникает множество различных проблем.
В книге доктора педагогических наук Т. В. Фуряева «Инклюзивные подходы в образовании» проанализирован богатейший опыт инклюзивного образования как основы для развития этой важнейшей сферы работы с детьми и молодыми людьми с ограничениями в жизнедеятельности. В продолжение темы стоит обратить внимание на книгу Е. Б. Бариновой «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования». Цель книги: формирование умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности педагога-тьютора, занимающегося индивидуальным сопровождением учащихся с ограниченными возможностями в процессе их обучения. Учитель в инклюзивном образовании должен уметь не только открывать учащемуся новые возможности и помогать выбирать свой жизненный путь, но и научить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья жить самостоятельно, чтобы стать равноправным членом общества.
Представленные на выставке публикации из журналов и книги помогут педагогам углубить свою профессиональную компетентность, помогут учить и учиться, применять лучшие методики преподавания, творить и экспериментировать. Книжная выставка будет интересна не только педагогам, но и широкому кругу читателей. Она продлится до 8 сентября 2024 года.
Материал подготовлен главным библиотекарем отдела социально-экономической литературы М. Н. Шибанаевой
- 213 просмотров