ЦЕНТР ГРАМОТНОСТИ. Слова, созданные неслучайно

14.12.2022 | 633 просмотра(ов)

Удачная и грамотная игра слов – это интересно, необычно, экспрессивно и ярко. Вот только прочитайте: кюхельбекерно, лимонничать, загогулина. А что это за слова? Как они называются? Есть ли они в словарях? Перед нами окказионализмы – это случайные слова, индивидуально-авторские, в переводе с латинского окказионализмы (occasionalis – случайный) – слова, придуманные к случаю. Окказионализмы образуются в разговорной речи, употребляются в художественной литературе, часто встречаются в публицистике.

Впервые термин «окказионализм» был употреблен в статье Н. И. Фельдман «Окказиональные слова и лексикография», опубликованной в журнале «Вопросы языкознания» в 1957 году. Изучению окказиональной лексики также посвящены исследования А.Г. Лыкова, Э.И. Ханпиры, Т.В. Поповой и др.

Общепризнанного определения термину «окказионализм» до сих пор нет. Одни ученые стремятся подчеркнуть то, что это авторские слова (эгологизмы, слова-самоделки и т.д.), другие указывают посредством термина на кратковременность их существования в речи (слова-метеоры, слова-однодневки), третьи считают возможным использовать термин «неологизм», но с характерными определениями (художественные, творческие, индивидуальные, стилистические). Главное, что исследователи сходятся в том, что окказиональное слово – это речевая единица, которая обладает определенными признаками, основными из которых являются: привязанность к тексту, нелогичность и необычность формы. Окказионализмы обычно не получают широкого распространения и не входят в словарный состав языка. Их назначение – служить выразительным средством. Так, в романе «Калечина-Малечина» современная российская писательница Евгения Некрасова неслучайно учительницу, делящую учеников на «чистых» и «нечистых», называет «учительницезавром», а походку учительской дочери «принцессовой».

Увидев необычное слово, невольно останавливаешься, задерживаешь на нем внимание и хочешь разобраться, что же оно значит, для чего существует, какой смысл в него вкладывают. Таким образом, «творцы» новых слов достигают своей цели: текст прочитывается и, благодаря своей необычности, запоминается.

В каждом правиле существуют и исключения. Некоторые окказионализмы все же входят в общеупотребительную лексику и фиксируются в словарях. Вот некоторые примеры.

Оригинальное словосложение сиюминутный придумал В. Маяковский. Оно долго не входило в языковой оборот, однако постепенно часто употреблялось и было зафиксировано в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова (М., 1990) вместе с существительным сиюминутность. Аналогичный пример – сложное слово судьбоносный. Впервые зафиксировано в картотеке словарников в 1973 году (на страницах журнала «Новый мир»). С недавних пор это слово стало активно употребляться политиками, социологами, журналистами, хотя впервые было употреблено Ф.И. Шаляпиным еще в 1932 году. Но есть и придуманные конкретными авторами слова, которые сразу же вошли в обиход: партийность (впервые слово отмечено у В.И. Ленина); промышленность, будущность (придуманы Н.М. Карамзиным); стушеваться (ранее известный в жаргоне чертежников, этот глагол ввел Ф.М. Достоевский); головотяп, головотяпство (впервые употребил М.Е. Салтыков-Щедрин), нимфетка (придумано В.В. Набоковым).

О некоторых словах, которые вышли за границы литературного источника и прочно вошли в нашу речь, рассказал известный специалист в области стилистики и языка художественной литературы В.В. Одинцов в книге «Лингвистические парадоксы». Он же поведал об интересном слове «видопись», которое создал декабрист А.А. Бестужев-Марлинский, полагая, что именно это слово должны принять «до изобретения лучшего».

С развитием рекламного бизнеса, телевидения и компьютерных технологий появился новый вид окказионализмов – графический окказионализм, который отличается от традиционного тем, что именно графика (начертание письменных или печатных знаков, букв) выявляет сущность этого выражения в качестве окказионализма. Для продвижения рекламируемого товара чаще всего используются окказионализмы, которые включают глаголы повелительного наклонения, образованные от названия продукта: «сникерсни», «Activируй», «Приflopnи», «ОхлаждАЙС» и др. В прессе при образовании заголовков на одну метафорическую цепочку накладывается другая, что способствует приобретению словом символического смысла. Примером таких новообразований могут послужить слова театрариум, элитература, доЕГЭраться и др.

Встречаются окказионализмы и в повседневной речи. Например «льзя», созданное как антоним к слову «нельзя». Или «вылюбить», что означает «разлюбить», «рентгенить», т. е. «видеть насквозь».

А как вы относитесь к окказионализмам? Украшают ли они речь? Часто ли у вас в речи возникают слова, которые веселят всех друзей и которые вы потом долго вспоминаете?

Друзья, приходите в библиотеку, читайте книги центра грамотности, узнавайте новое о русском языке и удивляйтесь его богатству и красоте!

  

Информацию подготовила ведущий библиотекарь отдела контроля и регистрации читателей Т. В. Бущик.

Русский