ЦЕНТР ГРАМОТНОСТИ. Метафора: мыслим сравнениями

08.11.2022 | 529 просмотра(ов)

Русский язык не только могуч, но ещё и очень интересен. Для придания речи особой выразительности и эмоциональности человек использует сравнения, которые строятся на основе сходства между предметами окружающего мира и часто бывают скрытыми.  Такие сравнения называют метафорами.  Этот термин знаком нам ещё со школьной скамьи. В энциклопедии «Русский язык» (института русского языка им. В. В. Виноградова РАН) дано следующее определение: «Метафора – вид тропа, употребление слова, обозначающего некоторый класс объектов, явлений, действий или признаков, для характеризации или номинации другого, сходного с данным класса объектов или индивида». Иначе говоря, метафора – это скрытое сравнение, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Греческое слово μεταφορά означает «перенос». История изучения метафор насчитывает более двух тысячелетий. В «Риторике» и «Поэтике» Аристотеля мы находим интересные рассуждения философа о том, как он классифицирует метафоры и как они образуются. Метафорами изобиловали и произведения древнерусской литературы, например, в «Слове о полку Игореве» XII века «чръныя тучя» — половецкие войска, «4 солнца» — русские князья, возглавлявшие поход, «синии молнии» — блеск оружия.

В русской словесности одним из первых вопрос изобразительно-выразительных средств языка разрабатывал Михаил Ломоносов. В «Риторике» 1748 года учёный называл метафоры «речениями»: «…например: твердый человек вместо скупой; каменное сердце, то есть несклонное; угрюмое море; луга смеются; в волнах кипящий песок вместо мутящийся; небо звездами расцветает вместо светит».

Известный русский поэт С. Есенин в своей теоретической работе «Ключи Марии», рассуждая о природе метафоры, говорил, что в ней есть загадка.

История изучения метафоры от Аристотеля до Гегеля и далее Якобсона, Кассирера, Потебней бесконечно интересна.

В 1993 году в издательстве «Наука» вышла книга «Метафора в системе языка» Г. Н. Скляревской. Тому, кто хочет познакомиться с этим видом тропа поближе, можно обратиться к данной монографии.

Метафора широко распространена во всех жанрах речи, предназначенных для воздействия на эмоции и воображение адресата: ораторском, публицистическом и др. Она характерна для политического дискурса, в котором основывается на аналогиях: с войной и борьбой («дипломатические сражения», «нанести удар»), игрой («разыграть карту»), спортом («перетягивание каната»).

Особенно часто метафоры используют в поэзии, художественной литературе, где она служит эстетической цели. Примером может быть следующая стихотворная строчка: «Бежит, струится маленький серебряный ручей». Понятно, что вода не является серебристой, а также что она не может «бежать». Столь яркий метафорический образ позволяет читателю понять, что вода крайне чистая и что ручей течёт с большой скоростью.

В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: их цвета, формы, объёма, назначения и т. д. Метафоры, построенные на основе сходства предметов в цвете, особенно часто используются при описании природы: «в багрец и золото одетые леса» (А. С. Пушкин); «В дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря» (А. А. Фет).

Интересные скрытые сравнения наблюдаются и в современной литературе. Кладезем необычных метафор является произведение Марины Степновой «Безбожный переулок». Вот несколько примеров из этой книги: «красная приторная жижа с редкими ягодами» (вишнёвое варенье); «временное пристанище для мелких монет» (банка из-под индийского кофе), «абсолютная тупость сердца» (равнодушие).

Метафора бывает не только одиночной, она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, во многих случаях пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ. Например, «Скотный двор» Дж. Оруэлла — это рассказ о животных и о том, как они решают разные проблемы. Но эти образы метафоричны: они изображают людей и общество.

Метафора обновляет смысл слов, пытается соединить различные понятия, явления, предметы, и в этом смысле возможности метафоры безграничны.

Американский лингвист Джордж Лакофф в своей работе «Метафоры, которыми мы живём» утверждал, что метафора хоть и является прозаическим или поэтическим выражением, но она в том числе и часть как повседневной речи, так и мышления. Этот литературный прием — теперь неотъемлемая часть и разговорной лексики. Некоторые из метафор настолько прочно вошли в русский язык, что их перестали замечать. Такой вид называется «стертым»: «лес рук», «ножка стула», «солнце садится».

Слова являются не единственным способом выразить метафору. Например, ее можно изображать жестами или рисунками. Такие метафоры называют визуальными. Этот термин используется в кино, живописи и дизайне. Визуальные метафоры встречаются в логотипах, иконках, инфографике, иллюстрациях и рекламе: они помогают быстро донести суть идеи или просто привлечь внимание. Один из самых известных примеров — это рабочий стол на компьютере с иконками папок и файлов. Чтобы пользователю было понятно, как обращаться с компьютером, рабочее пространство и его элементы сравнили с привычными вещами из реального мира. Изображение шестерёнки показывает раздел с настройками, иконка с корзиной для покупок — виртуальную корзину, иконка с сердечком — отметку «мне нравится». Задача визуальных метафор — доступно объяснить непонятное.

Люди могут не осознавать и не придавать значения метафорам, но они серьезно влияют на восприятие информации, на наше мышление каждый день через то, что мы читаем, что мы видим или слышим из множества источников.

В 2011 году психологи Стэнфордского университета провели интересное исследование того, как одна метафора может изменить мнение людей об одной и той же ситуации.

В исследовании участвовали 482 студента, разбитые на две группы. Обе группы попросили прочитать статью про преступление в городе Аддисон. После прочтения каждый участник должен был предложить решение, что нужно делать, чтобы преступлений было меньше. Разница в статьях заключалась в метафоре, которой было описано преступление. Для первой группы преступление было описано как «дикий зверь, который затаился и охотится на улицах города», а для второй группы как «вирус, которым заражён город и который теперь досаждает жителям».

В итоге 75% участников первой группы предлагали решения, связанные с ужесточением наказания, говорили, что нужно строить больше тюрем и применять больше карательных мер для преступников или даже вводить войска. И только 25% участников предложили в качестве решений улучшение экономики, благоустройство городской среды, повышение уровня образования и другие социальные реформы.

Во второй группе, где преступление сравнили с вирусом, только 56% предложили ужесточить закон, а 44% задумались над социальными реформами.

Метафора является самой сильной единицей языка, способной передать не только основную суть слова или явления, но и создать необычную историю и удивительную атмосферу. Кто-то смотрит на лужу и видит только лужу, а другой видит в ней отражение неба. Чтобы жить интересно, надо научиться видеть в обычном – необычное, в стандартном – нестандартное, научиться мыслить творчески. Читайте упомянутые в статье монографии, находите метафоры в художественной литературе, используйте их в своей речи, ведь русский язык не зря зовется богатым.

 

Информацию подготовила ведущий библиотекарь отдела контроля и регистрации читателей Т. В. Бущик

Русский