ДЕКАДА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. «Любить нельзя воспитывать»

27.08.2022 | 795 просмотра(ов)

Вадим Семёнович Зицер (имя впоследствии трансформировалось в Диму) родился 28 ноября 1966 года в Ленинграде. С ранних лет Дима знал, что свяжет жизнь с педагогикой или театром, и в итоге овладел обеими профессиями. В 1998 году Зицер защитил диссертацию на тему «Фактор свободы в становлении взаимоотношений между детьми и родителями», получив научную степень кандидата педагогических наук.

Дима Зицер – представитель гуманистического направления в педагогике. Он считает, что гораздо результативнее строить обучение не на необходимости учителя научить чему-то ребёнка, а на желании ребёнка научиться новому.

В 2005 году Зицер создал институт неформального образования (INO), а затем и школу НО «Апельсин» в Северной столице.

Дима уверен, что неформальное образование – это подход будущего, пришедший на смену традиционному формальному обучению.

«Я не сомневаюсь, что в любом возрасте человек имеет право на счастье и что наше общение с детьми, равно как и их общение с нами, может быть самым прекрасным времяпрепровождением. Этому и посвящена большая часть моих книг, статей, выступлений, теле- и радиопередач», — указал Вадим Семёнович на официальном сайте The Institute of Informal Education.

Автор «Свободы от воспитания», «Современного педагогического искусства. Азбука НО», «(Не) Зачем (не) идти в школу?», «О бессмысленности воспитания подростков» еженедельно ведёт программу на «Маяке». В радиоэфирах педагог поднимал действительно важные вопросы, такие как детская гиперактивность, запрет гаджетов в школе, буллинг, дистанционное образование и т. д.

Родители, прочитавшие книги Димы Зицера, говорят, что они снимают с плеч непосильный груз навязанных обществом стереотипов и страхов. Дима Зицер помогает разобраться в самых сложных темах воспитания детей, осознать свои родительские мотивы и по-настоящему сблизиться с ребёнком.

Эти книги – часть общего проекта «На педагогической волне» педагога Димы Зицера, издательства «Питер» и радиостанции «Маяк». Несколько лет в своей радиопрограмме «Любить нельзя воспитывать» Дима Зицер отвечает на вопросы самых разных слушателей о школе, образовании, отношениях между детьми и взрослыми. Из этих бесед и родились эти книги.

 

Классное внеклассное. После уроков

В этом выпуске: как же всё-таки быть с этими невыносимыми гаджетами? что такое «свободное время»? как помочь человеку найти увлечения по душе? что делать, если ребёнок не хочет заниматься тем, что родители считают важным?

 

Между мною и тобой. Отношения

В этом выпуске: как говорить о любви и сексе? как на отношения с детьми влияет расставание родителей? что делать, если дети дерутся? можно ли избежать манипуляций в общении? как помочь пережить ребёнку первую любовь? и многое другое.

 

Учёба. Учиться всегда пригодится?

В этом выпуске: как наладить отношения с близкими? как сделать так, чтобы учёба не превратилась в каторгу для детей и родителей? как помочь человеку в сложных школьных ситуациях? что делать, если человек подвергается травле? как вести себя, если ребёнку не хочется идти в школу и если у него не получается сосредоточиться на домашнем задании?

 

О бессмысленности воспитания подростков

Эта книга о самом трудном в родительской жизни – о том, как любить подростков. Она предлагает вместе поразмышлять, а где-то поспорить на тему, как жить рядом с подростком и надо ли его воспитывать. Остроумные, тонкие иллюстрации Михаила Бодиновского понравятся как родителям, так и самим подросткам.

Вот один из отзывов на книгу:

«Мне очень понравилась такая мысль автора – мы, взрослые, не имеем опыта жизни в современных условиях. У нас нет опыта детства вместе с Интернетом и доступностью информации, наши родители не сидели в телефонах, поэтому подростки обладают опытом, отличным от нашего, и имеют полное право на своё мнение, и наши опыты равны. Хотя они и не равные по количеству лет. Вообще в книге много мыслей, которые мне раньше в голову не приходили, но над ними стоит задуматься. Например, что поощрение – это тоже неверный воспитательный момент, это то же самое, что и наказание. Мы покупаем поощрением то, что по идее должно быть само по себе, самостоятельным. Конечно, поощрять хорошо, но нужно это делать осознанно, чётко понимая, зачем мы это делаем.

В книге много говорится о родительских установках, которые сидят в нас. О вопросах актуальных – секс, выбор профессии, хобби. Нравится мысль, что нет, необязательно к 9-11-му классу чётко знать, кем ты хочешь стать, что искать свой путь – это нормально. Нормально лежать на диване, когда тебе 12-14 лет. Взрослым думается, что человек лентяйничает, а на самом деле – у него идёт внутренняя большая борьба, и лежать на диване в этом возрасте – нормально! Короче, мыслей много, они спорные, но однозначно книга стоит того, чтобы её прочитать и взглянуть на всё с другой стороны».

 

Список книг, представленных в обзоре:

Зицер, В. С. Между мною и тобой. Отношения / Дима Зицер ; иллюстрации М. Бодиновского. – Cанкт-Петербург [и др.] : Питер, 2021. – 253 с. – (Серия «Родителям о детях») (На педагогической волне).

Зицер, В. С. Учеба. Учиться всегда пригодится? / Дима Зицер ; иллюстрации М. Бодиновского. – Cанкт-Петербург [и др.] : Питер, 2021. – 286 с. – (Серия «Родителям о детях») (На педагогической волне)

Зицер, В. С. Классное внеклассное. После уроков / Дима Зицер ; иллюстрации М. Бодиновского. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2021. – 188 с. – (Серия «Родителям о детях») (На педагогической волне).

Зицер, В. О бессмысленности воспитания подростков / Дима Зицер ; иллюстрации Михаила Бодиновского. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2022. – 157 с. – (Серия «Родителям о детях»).

 

Материал подготовила на основе информации из открытых источников заведующая отделом социально-экономической литературы С. П. Колчина

Русский