Слайд-программы

Вниманию преподавателей истории, литературы, МХК, классных руководителей

Национальная библиотека им. С.Г. Чавайна ( ул. Пушкина, 28 )

ПРЕДЛАГАЕТ:

1. «Этот изысканный и непостижимый модерн:»  (культура «серебряного века»). Слайд — программа

Изысканный, загадочный, элегантный стиль, характеризующий эпоху, которую мы называем эпохой «серебряного века». Всего три десятилетия было отпущено ему судьбой, но за этот короткий промежуток времени стиль захватил искусство всех цивилизованных стран, оставил след в каждой национальной культуре.
В слайд — программе мы пытаемся сформулировать основную идею, вокруг которой стало возможным формирование стиля модерн, обозначить его эстетическую и философскую базу, показать иконографию стиля, выявить технические характеристики, при помощи которых модерн преподносил себя как стиль. Но самое главное — дать зрителям почувствовать утонченную, завораживающую атмосферу эпохи, поднимая весь пласт культуры того времени (живопись, графика, архитектура, скульптура, прикладное искусство, поэзия, проза, музыка:).

2. «Царское Село — город муз» (образ «пленительного города загадок» в литературе и живописи 18 — 20 веков). Слайд — программа.

Есть на свете города, окутанные своеобразной аурой, города, которые давно стали не только объектами изображения, но и полноправными героями русской литературы. Это — Петербург, Москва, Киев, Одесса: Наряду с ними в качестве города — литературного героя, города — литературного образа нужно назвать и Царское Село. Этот город всегда имел свое «характерное лицо». Цель нашей слайд — программы — попытаться увидеть «ряд волшебных изменений» этого «лица», проследить, как менялось восприятие и изображение Царского Села в русской литературе на протяжение 18 -20 веков в произведениях Ломоносова, Державина, Богдановича, Жуковского, Пушкина, Дельвига, Вяземского, Тютчева, Анненского, Ахматовой, Гумилева, Вс.Рождественского, Мандельштама, Голлербаха, Северянина и др.

3. «Гармония красоты и разума» (эпоха Высокого Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи). Слайд — программа.

Слайд — программа рассказывает о мощной эпохе гуманизма и свободомыслия, красоты и разума — об эпохе Высокого Возрождения, о том времени, когда были сделаны великие научные открытия и наступил невиданный расцвет литературы и искусства. Это была грандиозная эпоха, которая нуждалась в титанах и которая таких титанов породила: титанов по силе мысли, по страстности, по мощи темперамента, по многогранной одаренности:  Три недостижимые вершины, три титана  сформировались в то время в лоне флорентийской школы. И один из них — блистательный Леонардо да Винчи.

4. «Образы русских императриц пушкинской эпохи в литературе и живописи 18 — 19 веков«.
Цикл слайд — программ:
— «Екатерина Великая: грани образа.
— «Верная супруга и добродетельная мать» (императрица Мария Федоровна).
— «Гений чистой красоты» (императрица Александра Федоровна).

Листая многочисленные альбомы по искусству, мы часто встречаем парадные портреты русских императриц. Их лица таинственны и непроницаемы. Парадный портрет держит зрителя на расстоянии, не позволяет заглянуть в душу изображенного человека.
Мария Федоровна, Елизавета Алексеевна, Александра Федоровна: Что мы знаем об этих царственных женщинах?  Почти ничего, кроме того, что сообщает лаконичная строка в генеалогическом древе династии. Но ведь за внешним парадным обликом изображенных на этих живописных портретах, миниатюрах, гравюрах русских императриц — едва-едва, и все-таки! — проступают черты человеческой индивидуальности, за продуманным, тщательно созданным образом, за этими глянцевыми спокойствием и величием читаются романтические и драматические судьбы:
Портреты в слайд-программе мы используем в первую очередь, а также воспоминания современников, документы эпохи и фрагменты литературных произведений, где в стихах и прозе рассказывается о русских царицах пушкинской эпохи.
Так, по крупицам, по мимолетным штрихам и словам, как мозаику. мы попытались воссоздать образы и судьбы этих царственных женщин, судьбы, где сплелись политические интриги, перевороты, ссылки и убийства, любовь и коварство, материнская жертвенность и женское благородство: В их судьбах, в сущности, отразилась сама история российская:

5. «Весь мир — в трех строчках» (классическая японская поэзия хайку).  Слайд — программа.

Эта слайд-программа погружает в мир средневековой восточной поэзии, в утонченную атмосферу классических японских трехстиший. Хайку — это прежде всего умение художника слова сказать многое в немногих словах, умение на очень маленьком поэтическом пространстве в три строчки создать целый неповторимый мир.
Попутно слайд-программа рассказывает об искусстве бонсай, о традиционном японском театре, об оригами и икебане, о чайной церемонии, о национальных японских праздниках, посвященных любованию явлениями природы и о многом другом, ибо японские трехстишия вмещают в себя всю природу страны, весь уклад ее жизни, все обычаи, праздники, труд, верования, все самые живые, самые характерные подробности быта японцев. Вот уж действительно — «весь мир — в трех строчках»!
Программа проиллюстрирована живописными и графическими работами японских художников.

6. «Расписное глиняное чудо» (русская керамическая игрушка).  Слайд — программа.

Слайд-программа знакомит зрителя с русской глиняной игрушкой, созданной в различных районах страны. Центры игрушечного производства, и крупные, и мелкие, были разбросаны по многим деревням, селам, посадам и городам. В каждом таком очаге складывалась своя школа, вырабатывался свой стиль. У мастеров разных промыслов были свои секреты «потешного ремесла», свои пластика, роспись, мотивы орнамента, цветосочетания: Вот почему так легко отличить игрушку, например, абашевскую от филимоновской, а дымковскую от каргопольской.
Помимо слайд-программы мы предлагаем нашим читателям еще и небольшую выставку русской керамической игрушки.

7. «Он весь — дитя добра и света:» (жизнь и творчество А.С.Грина).  Слайд — программа.

Слайд-программа, посвященная А.Грину, была создана в рамках проекта «Большое чтение», для участия в котором была выбрана книга «Алые паруса». Делая такой выбор, мы были абсолютно уверены, что А.Грин — очень хороший писатель. Более того, это писатель уникальный, хотя бы потому, что уникален его путь становления как художника слова. Его творческое развитие шло как бы обратным ходом. Ведь многие замечательные русские писатели того времени начинали как романтики (например, молодой Горький), а затем становились вполне трезвомыслящими реалистами. И только А. Грин, едва ли не единственный среди русских писателей, проделал обратный путь: начав с написания весьма реалистических рассказов, он постепенно поднялся к вершинам романтизма, создав свою собственную фантастическую литературную страну «Гринландию».
Слайд-программа рассказывает о трудной, изломанной судьбе этого писателя, о двух женщинах, сыгравших судьбоносные роли в его жизни, о долгих и мучительных творческих поисках мастера, жаждущего сделать человечество счастливым и ищущего средства для переделки плохих людей. И он находил эти средства,  вновь и вновь доказывая в своих произведениях, что пороки — не органичное свойство человека, что люди могут и должны быть лучше, что сотворить чудо — это вполне по силам любому из людей.

8. «Это было в России, это было в раю:» (тема «утраченной Родины» в поэзии В.Д. Набокова).  Слайд — программа.

Семья Набоковых покинула Россию, когда старшему из детей, будущему великому русскому писателю, было без малого двадцать лет. Покидая родину, семья теряла все: состояние, положение на самой вершине иерархической лестницы великой империи, родовую усадьбу и даже коллекцию бабочек, азартно и с любовью собираемую отцом и старшим сыном: Но главное — они теряли Россию.
Начались долгие годы скитаний в изгнании. Но в какой бы стране ни жил Набоков, на каком бы языке (английском, французском) ни писал он свои книги, память о двадцати годах, прожитых в России, не сотрется никогда. Именно отторжение от Родины и неизбывная ностальгия определили тематику произведений писателя, в том числе и лирических. О чем бы ни писал в своих стихах Владимир Набоков, всегда получалось, что написано о России.
В слайд-программе, анализируя поэзию великолепного мастера, мы пытаемся понять, что такое Родина для Набокова? Почему воспоминания об «утраченной России» будут поддерживать его творчество в течение всех последующих эмигрантских десятилетий? Почему, в конце концов, Набоков (и это особенно нервировало иностранных интервьюеров), будучи уже состоявшимся писателем и состоятельным человеком, так и продолжал жить в разнообразных отелях, не желая иметь собственного дома?

9. «Художники детской книги» (Лебедев, Конашевич, Чарушин, Рачев, Каневский, Васнецов, Митурич, Сутеев, Маврина, Чижиков и др.)  Слайд — программа.

Нужны ли иллюстрации детской книге? Ответ на этот вопрос кажется предельно простым: конечно, нужны. Но не так давно, в начале 20 века, ученые мужи всерьез дискутировали на эту тему. Некоторые профессора от педагогики активно доказывали, что рисунки в детских книгах препятствуют самостоятельности мышления ребенка.
Цель слайд — программы — показать, что хорошие иллюстрации в детской книге способствуют развитию личности ребенка, знакомят его с окружающим миром, помогают сделать первые шаги в мир искусства. Это взрослый человек книгу без иллюстраций прочтет запросто. А маленький человечек? Для него книга без картинок — это мертвая книга. Он не будет ее ни читать, ни слушать в мамином исполнении. Книга для ребенка начинается именно с рисунков: ярких, веселых, звонких, заманчивых:
Слайд-программа рассказывает о нескольких замечательных русских иллюстраторах детских книг, чьи рисунки с младенческих лет становились спутниками нашей жизни; показывает, как мастера детской иллюстрации формировали принципы оформления книги для детей; знакомит с книжными иллюстрациями, ставшими классикой жанра.

10. «Парадоксальная педагогика Григория Остера».  Слайд — программа.

Разговор о творчестве замечательного детского писателя Г. Остера — это хороший повод поразбираться в детской психологии, а заодно попытаться выяснить философские и педагогические воззрения самого автора «Вредных советов» и других блистательных детских книг, которые с превеликим удовольствием читают и взрослые.
Читая книги этого автора, мы вместе с ним делаем несколько поразительных и парадоксальных педагогических «открытий». Например, такое: оказывается, все взрослые произошли от детей. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Или: оказывается, родители не обязаны быть все время серьезными, занимаясь воспитанием своих чад.
Слайд-программа предлагает окунуться в веселый, парадоксальный, остроумный мир произведений Г. Остера и сделать еще много других достойных открытий в области педагогики.

11. «Величайшие сказочники мира» (развитие жанра литературной сказки).  Слайд — программа.

Слайд-программа повествует о развитии жанра авторской сказки в мировой литературе. Мы задались целью показать, как в каждой из стран мира явление литературной сказки зарождалось, с чьими именами было связано, в каком направлении развивалось и каково его современное состояние. Естественно, что у каждого народа развитие жанра происходило со своими особенностями, ибо культурные традиции разных стран неповторимы.
Шарль Перро, Жорж Санд. Эдуард Лабуле, Рудольф Эрих Распэ, братья Якоб и Вильгельм Гримм, Гофман, Гауф, Теккерей, Киплинг, Уайльд и многие другие великолепные писатели-сказочники и их знаменитые герои населяют нашу слайд-программу, призывая взрослых людей вновь окунуться в волшебный мир детства.

12. «Пути развития русской литературы от древности до современности»

Цикл слайд-программ на фоне выставки «Сто томов русской классики»:
— Литература Древней Руси.
— Литература 18 века.
— Литература 19 века.

13. «Авторская песня как факт русской культуры».  Лекция.

«Авторская песня о войне». Литературно-музыкально-кинематографический экскурс в историю.

Слайд — программа, посвященная бардовской песне, носит дискуссионный характер. Вместе со зрителями мы пытаемся, во-первых,  разобраться с терминологией, выяснить, какой все-таки термин предпочтительнее для обозначения этого ярчайшего общественно — художественно — музыкального явления (авторская песня, бардовская, самодеятельная).
Во-вторых: вместе с авторитетными представителями авторской песни, опираясь на их высказывания, попытаться обозначить истоки этого необычного жанра, причины его возникновения в 60-е годы и, может быть, попробовать назвать песни, которые явились «первыми ласточками» жанра.
В-третьих, весьма заманчиво было бы сформулировать основные критерии жанра авторской песни, обозначить те особенности, которые отличают самодеятельную песню от прочих песенных жанров.
И, в конце концов, сделать выводы о современном состоянии жанра бардовской песни, о перспективах его развития и о роли авторской песни в истории русской интеллигенции.

14. «История мирового кино». 

Цикл лекций с показом фрагментов фильмов:
— «Искусство видеть мир» (история становления операторского искусства).
— «Литературная основа фильма» (развитие искусства написания киносценария).
— «Музыка в немом и звуковом кино».
«Принципы красоты и живописности в кино» (работа  художника кино на разных этапах развития кинематографа).
— «Специфика работы актера в кино» (становление школы киноактерского мастерства).
— «Искусство, создаваемое при помощи ножниц и клея» (киномонтаж: этапы развития).
— «Ведь должен хотя бы кто-нибудь все время смотреть вперед:» (режиссура в истории мирового кино).

Заявки принимаются в зале-выставке
Национальной библиотеки им. С.Г. Чавайна
(каб. N 43, 2-й этаж) и по телефонам:
раб. 45-29-11 (с 9 до 16 ч.), дом. 64-69-36 (вечером).

Все программы разработала и проводит
главный библиотекарь Национальной библиотеки им. Чавайна
Нагибнева Ирина Николаевна.

Русский