Этот фразеологизм мы используем, когда говорим о человеке с пятном на репутации, которое делает его изгоем в глазах общества. Человек, на котором лежит каинова печать, считается проклятым и отверженным Богом. В современном обществе выражение «каинова печать» обозначает некий отпечаток порочности, дурную славу, преследующую человека, из-за которой другие люди уже при первой встрече относятся к нему с подозрением.
Фразеологизм «каинова печать» отсылает нас к библейской истории о братьях Каине и Авеле. Изгнанные из рая Адам и Ева поселились недалеко от Эдема. Шло время, у Евы родились два сына. Каин – её первенец, то есть первый рождённый, а не сотворённый Богом человек. Кроме того, Каин был тем, кто построил первый город. Но увы, люди не потому вот уже несколько тысячелетий вспоминают его имя.
Второго сына Адама и Евы звали Авелем. Когда братья выросли, Каин стал земледельцем, Авель – пастухом. Однажды пошли они принести жертву Богу. На приношение Авеля с неба сошёл божественный огонь. Это означало, что жертва угодна Господу. А жертву Каина Бог не принял, ведь Он смотрел не на жертвенник, а в души братьев. Авель принёс жертву с благоговением и смиренным упованием на будущее искупление первородного греха. Каин же выполнял обряд жертвоприношения без усердия, веры и смирения. В некоторых комментариях к Ветхому Завету сказано, что старший брат поступил неподобающим образом, принеся к алтарю незрелый хлеб и порченые плоды. Однако в Библии об этом ничего не говорится.
После того как Бог не принял жертву Каина, тот, будучи завистливым от рождения, затаил на брата обиду. Каин считал, что поскольку он является первым из рождённых людей, то и жертва его будет угодна Богу, какой бы она ни была. Но этого не произошло. Озлобившийся Каин обманом заманил Авеля в поле и убил его. Господь спросил его: «Где Авель, брат твой?» И первый убийца ответил: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» Бог проклял Каина и обрёк на вечное скитание. Каин взмолился: «Господи, твоё наказание тяжелее, чем я могу вынести. К тому же первый встречный убьёт меня». Тогда Господь отметил Каина особым знаком, «чтобы никто, встретившись с ним, не убил его».
Выражение «каинова печать» стало широко использоваться в литературных произведениях, оно встречается в поверьях и фольклоре разных народов. В различных культурах и эпохах оно трактовалось по-разному, но всегда оставалось символом проклятия и страха перед наказанием.
Список использованной литературы:
- Бирих, А. К. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник / А. К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова. – Санкт-Петербург : Фолио-Пресс, 1998. – 704 с.
- Селезнёв, М. Г. Каин / М. Г. Селезнёв // Православная энциклопедия. – Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2012. – Т. XXIX. – С. 375-380.
- Розе, Т. В. Большой фразеологический словарь для детей / Т. В. Розе. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 224 с.
Материал подготовлен главным библиотекарем отдела социально-экономической литературы М. Н. Шибанаевой
- 740 просмотров