Каким образом у Деда Мороза появилась внучка, где её родители и почему эта девушка является его обязательной спутницей на новогодних праздниках? Оказывается, со Снегурочкой всё очень и очень непросто, и для того, чтобы узнать, откуда она взялась, нам потребуется углубиться в историю и провести почти детективное расследование.
До конца XIX века Снегурочка была малоизвестным персонажем, она фигурировала в нескольких народных сказках, очень сходных по сюжету. Бездетные старик и старуха лепили снежную бабу, та оживала и превращалась в красивую девушку с длинной косой – «снегурочку». До самой весны девушка жила у стариков в избе как их дочка, усердно работала по дому, а летом внезапно таяла во время прыжков через костёр.
Эта довольно бесхитростная история, в которой символически описана смена времён года, была впервые опубликована в 1840 году. На иллюстрациях к сказке художники обычно рисовали ничем не примечательную крестьянскую девушку или девочку. В 1849 году таяние сказочной Снегурочки на глазах родителей изобразил Василий Петров. На его полотне Снегурочка одета в сарафан среди зимы, это полупрозрачное существо, практически привидение, ничем не похожее на будущих жизнерадостных персонажей детских утренников.
Сюжеты сказок о Снегурочке были рассмотрены знаменитым фольклористом Александром Афанасьевым в книге «Поэтические воззрения славян на природу», вышедшей в 1867 году. Эта сказка вдохновила знаменитого драматурга Александра Островского на создание пьесы «Снегурочка».
Снегурочка Островского – прекрасная, но холодная девушка, не умеющая ответить любовью на любовь.
Пьеса «Снегурочка» с её якобы народными песнями и придуманными божествами получилась довольно слабой, хотя это и любопытный пример «реконструирования» прошлого, провозвестник жанра, который впоследствии назовут «славянское фэнтези». Спектакль, поставленный в Большом театре, с треском провалился. На сохранившихся фото видно, что актриса, исполнявшая роль Снегурочки, одета в крестьянскую одежду с широкой нижней юбкой, носит передник, длинные кудрявые волосы распущены. У неё нет ничего общего с нынешними Снегурочками, кроме имени и факта родства с Морозом.
Через некоторое время после провальной постановки в Большом театре пьеса «Снегурочка» привлекла внимание великого композитора Николая Римского-Корсакова, который написал по ней оперу, поставленную в Мариинском театре в 1882 году. Снегурочка, образ которой создал художник Михаил Клодт, выглядела несколько странно. Одетая в бело-голубую тунику, с распущенными волосами, она больше походила на богиню Нику, чем на персонажа русской сказки. С современной Снегурочкой её роднил только белый цвет одежды и лёгкая меховая шубка, накинутая поверх туники.
В 1885 году «Снегурочка» поставлена в Московской частной русской опере, художником был Виктор Васнецов. В этот раз Снегурочка, образ которой воплотила юная Надежда Салина, восходящая звезда русской оперы, была одета сначала в тёплую длинную шубу и шапку, отороченные мехом, затем, во втором и третьем акте, появлялась в длинной юбке и вышитой рубахе, с лентой на длинных распущенных волосах.
В 1889 году Виктор Васнецов, прогуливаясь лунной ночью по зимнему саду, вдруг вспомнил об опере «Снегурочка» и написал картину, изображающую девушку в богато украшенной боярской шубке, тёплой шапке и рукавичках. «Снегурочка» Васнецова стала одним из самых популярных образов зимы в русском искусстве и сейчас находится в Третьяковской галерее.
В тридцатых годах XX века, когда в России после временного запрета вновь разрешили устраивать детские ёлки, связав их теперь не с Рождеством, а с Новым годом, Снегурочка уже официально стала персонажем детских спектаклей, появившись в самом Доме Союзов. Теперь она превратилась во внучку Деда Мороза и выступала с ним почти на равных правах. Снегурочка брала на себя множество функций: она пела и танцевала с детьми, отвлекая их в нужные моменты, объясняла им правила игры, помогала вручать подарки.
На сегодня образ Снегурочки сложился окончательно: одета она в вышитую бисером белую или голубую шубку и шапочку, отороченную мехом, либо в кокошник, обута в белые сапожки, непременный её атрибут – длинные светлые косы. Теперь Снегурочка совершенно не собирается ни влюбляться, ни умирать: она вечно юный персонаж новогодней сказки, второстепенное новогоднее «божество», её друзья – пушистые зайчики и белочки.
С тридцатых годов Снегурочка начала свое победное шествие: она постоянно появляется на открытках, на ёлочных игрушках, на витринах, в мультипликационных фильмах, в кино, на детских рисунках, став одним из символов новогоднего праздника.
Познакомиться с материалом Анны Барне можно в журнале «ОБЖ» № 12 за 2023 год.
Информацию подготовила Н. Э. Киткаева, библиотекарь отдела периодических изданий
- 464 просмотра