С именем Александра Ивановича Мещерякова связаны коренные изменения в системе обучения и воспитания слепоглухих детей в России. Под его руководством индивидуальный метод обучения детей, лишённых зрения, слуха и речи был заменён на массовую подготовку их к жизни и труду.
Тифлосурдопедагогика (от греч. Typhlos – слепой, лат. Surdus – глухой) – наука об обучении слепоглухих детей. Обучение детей, страдающих слепоглухотой, началось в середине XIX века. В России первая школа-приют для слепоглухих детей была открыта в 1909 году в Санкт-Петербурге. В 1923-1937 гг. проблемы тифлопедагогики разрабатывала школа-клиника для слепоглухих детей в Харькове, организованная Иваном Афанасьевичем Соколянским (1889-1960). Впоследствии Соколянский, а затем и Александр Иванович Мещеряков (1923-1974) продолжили опыт обучения слепоглухих в Москве в НИИ дефектологии (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). В 1963 г. создан Детский дом для слепоглухих в г. Сергиев Посад Московской области.
Александр Иванович Мещеряков родился 16 декабря 1923 г. в селе Гуменки Скопинского района Рязанской области в крестьянской семье. Он успешно закончил начальную сельскую школу, и родители, видя его упорное стремление продолжить образование, специально переехали в г. Скопин, чтобы Александр смог получить среднее образование.
Сразу после окончания школы летом 1941 года он ушёл на фронт. В октябре 1943 года в боях за освобождение Белоруссии был тяжело ранен и после длительного лечения демобилизован в 1944 году. Из госпиталя вернулся домой, но пробыл там недолго, вместе с другом поехал в Москву учиться дальше. Демобилизованных по ранению участников войны тогда принимали в институты без экзаменов и Мещеряков, поступил сначала в Нефтяной институт им. Губкина, где проучился почти год и понял, что учёба там ему не приносит радости.
В этот период Александр заинтересовался совершенно новой и незнакомой ему специальностью – психология, которую тогда получали выпускники психологического отделения философского факультета МГУ. В 1945 г. он поступил на психологическое отделение философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. На последнем курсе одновременно с учёбой Мещеряков работал старшим лаборантом в Лаборатории физиологии высшей нервной деятельности Института нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко АМН СССР у профессора Александра Романовича Лурии (1902-1977). После окончания университета в 1950 г. А. И. Мещеряков поступил к нему в аспирантуру в Институте психологии АПН РСФСР, затем вместе с профессором перешёл в Институт дефектологии. С 1952 г. работал в НИИ дефектологии младшим научным сотрудником, а затем заведующим лабораторией тифлосурдопедагогики.
В 1953 году А. И. Мещеряков защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук (по психологии) на тему «Нарушение взаимодействия двух сигнальных систем в формировании простых реакций при локальных поражениях головного мозга». С 1955 года он работал в должности старшего научного сотрудника, получив это научное звание по физиологии высшей нервной деятельности. К тому времени молодой учёный уже имел более 20 научных публикаций.
Именно А. Р. Лурия познакомил своего сотрудника с работающим в этом же институте Иваном Афанасьевичем Соколянским – основателем советской тифлосурдопедагогики. Учёный обратил внимание на способного молодого человека, работающего в области высшей нервной деятельности. А. И. Мещеряков заинтересовался проблемами изучения и обучения слепоглухих детей, и с 1957 года стал фактически ближайшим научным сотрудником И. А. Соколянского.
После смерти И. А. Соколянского в 1960 году, А. И. Мещеряков осуществляет то, что не удалось его учителю при жизни – организует, наконец, лабораторию изучения и воспитания слепоглухонемых детей в Институте дефектологии в 1961 году и оформляет при ней экспериментальную группу по обучению слепоглухих детей. Он готовит к печати и издаёт в 1961 году большой сборник научных статей по проблеме слепоглухоты, где опубликованы три статьи И. А. Соколянского и очерк об истории его жизни. Александр Иванович руководил лабораторией тринадцать лет – с 1961 по 1974 годы. Всё это время он активно работал как организатор и исследователь, научный руководитель.
Ученик и продолжатель дела Ивана Афанасьевича Соколянского, он внёс большой вклад в исследование первоначального психологического развития ребенка с дефектами зрения, слуха и речи. В 1971 году Мещеряков защитил докторскую диссертацию на тему «Слепоглухие дети (психическое развитие в процессе воспитания)».
Учёный был убеждён, что правильное воспитание ребёнка раннего возраста с глубокими нарушениями зрения и нарушениями слуха в семье возможно только при чутком отношении взрослых к самым незаметным проявлениям активности ребёнка, умении всячески поддержать эту активность и развивать её. Постоянное расположение окружающих ребёнка предметов и соблюдение временного распорядка дня способствуют его ориентации во времени и пространстве. Самостоятельное передвижение по дому и освоение действий с предметами создаёт предпосылки для успешного познавательного и речевого развития. В развитии слепоглухого ребёнка дошкольного возраста на ведущее место выступает формирование первых средств общения – жестов. Благодаря взрослому ребёнок постепенно усваивает очерёдность повседневных бытовых ситуаций. Предмет или жест могут стать сигналом каждой такой значимой для ребёнка бытовой ситуации.
Всё это подготавливает замену естественного жеста словом. Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеют лепка, моделирование, рисование и игра. Обучение словесной речи возможно через освоение письма и чтения. Освоив обычное письмо большими буквами или рельефно-точечным шрифтом слепых (шрифт Л. Брайля), ребёнка учат последовательно описывать собственные действия. Из описаний своих действий складываются первые тексты для чтения, состоящие из простых нераспространённых предложений.
Много энергии учёный отдал организации Загорской (ныне Сергиево-Посадской) школы-интерната для слепоглухонемых детей. Под его руководством в феврале 1971 года была организована экспериментальная группа из четырёх слепоглухонемых, все члены которой получили высшее образование в Москве, окончив психологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Этих молодых людей объединяли многолетний успешный опыт обучения в лаборатории, хорошие отношения с Мещеряковым и способность говорить достаточно понятно для других людей.
В 1981 году А. И. Мещерякову и И. А. Соколянскому за цикл работ «Теоретическая разработка и практическая реализация психолого-педагогической системы воспитания и обучения слепоглухонемых в СССР» посмертно была присуждена Государственная премия СССР.
Список литературы.
- Басилова, Т. А. Александр Мещеряков / Т. А. Басилова. – Текст : электронный // Скепсис : научно-просветительский журнал. – URL: https://scepsis.net/authors/id_317_full.html (дата обращения: 13.09.2023).
- Мещеряков А. И. Первоначальное обучение слепоглухонемого ребенка. Для учителей и воспитателей слепоглухонемых детей. / А. И. Мещеряков, Р. А. Афанасьева. – Москва : Просвещение, 1964. – 55 с. № а74908 к/х
- Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения / А. И. Мещеряков. – Москва : Педагогика, 1974. – 327 с. № 883876 к/х
- Тифлосурдопедагогика // Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – Москва : Большая российская энциклопедия, 2008. – С. 290. № 445557 с
Материал подготовлен С. Г. Горбуновой, главным библиографом информационно-библиографического отдела.
- 618 просмотров