Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. А. Заболоцкий
Уровень развития технологии определяет уровень развития цивилизации, прогресса. Предмет «Технология» в средней общеобразовательной школе реализует идею творческого развития учащихся, их профессиональной ориентации и учит безопасным приёмам работы в ходе освоения технологических процессов.
Название предмета происходит от греческого слова techne – «искусство, мастерство, умение». Технология как школьный предмет изучает разные методы обработки, преобразования сырья и материалов в процессе производства из них продукции.
В отделе естественно-научной и технической литературы имеются учебники по этому предмету, которые могут быть полезны обучающимся и педагогам. Представляем некоторые из них.
1. Технология. 10-11 классы : базовый уровень : учебник / В. Д. Симоненко, О. П. Очинин, Н. В. Матяш, Д. В. Виноградов. – 3-е изд., испр. – Москва : Вентана-Граф, 2017. – 208 с. : ил.
Книга освещает широкий спектр актуальных проблем современного урока технологии, учит нестандартному, творческому подходу к решению насущных задач, готовит старшеклассников к активной профессиональной деятельности. Процесс творчества и приёмы развития творческих способностей рассмотрены в основном на примере технического изобретательства.
2. Кожина, О. А. Технология. Обслуживающий труд. 6 класс : рабочая тетрадь к учебнику О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркуцкой / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова. – 5-е изд., стереотип. – Москва : Дрофа, 2017. – 127 с. : ил.
В рабочей тетради рассмотрены направления ведения домашнего хозяйства, прежде всего технология приготовления пищи и рукоделие. Издание содержит большое количество заданий, которые направлены на отработку умений и навыков, закрепление основных понятий, содержащихся в учебнике. Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию и др.) и личностных качеств учеников.
3. Технология. 5 класс : учеб. пособ. : в 2 ч. Ч. 1 / под ред. Е. Г. Врублевской, Л. Л. Босовой. – Москва : Лаборатория знаний : ВАКО. – 2017. – 156 с. : ил.
4. Технология. 5 класс : учеб. пособ. : в 2. ч. Ч. 2 / под ред. Е. Г. Врублевской, Л. Л. Босовой. – Москва : Лаборатория знаний : ВАКО, 2017. – 94 с. : ил.
В учебном пособии из двух частей содержится информация о технологиях в различных сферах деятельности человека, где объектами труда являются конструкционные, строительные и текстильные материалы, пищевые продукты, сельскохозяйственные животные и растения, энергия и информация. Рассказывается о профессиях в различных сферах производства. Пособие входит в учебно-методический комплект (УМК) по технологии, который включает также учебное пособие по проектированию и выполнению практических работ для учащихся и методическое пособие для учителя.
В первой части книги – разделы «Изучаем» и «Проектируем» – рассказывается о появлении технологий, материалах, ресурсах и инструментах, которые человек использует для создания материальных благ; о том, как читать техническую документацию и выполнять учебные проекты. Вторая часть – «Конструируем» – посвящена робототехнике – одному из самых перспективных направлений развития технологий. В разделе «Это интересно!» собраны любопытные факты из мира технологий.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программой основного общего образования по технологии.
5. Технология. 5 класс : учебник / Е. С. Глозман, О. А. Кожина, Ю. Л. Хотунцев [и др.]. – 2-е изд., стереотип. – Москва : Просвещение : Дрофа, 2021. – 320 с. : ил.
С этим изданием учащихся ждёт увлекательное путешествие в мир современных перспективных технологий. Рассмотрены технологии: промышленные, производственные, машиностроение и получение материалов с заданными свойствами; технологии обработки конструкционных, текстильных материалов и пищевых продуктов. Приведены сведения об электротехнических работах, роботах, использовании электроники в робототехнике.
Методический аппарат учебника составляют вопросы для самопроверки, система заданий, включающих исследовательские, графические, практические задания, задания с использованием Интернета, а также темы проектов. Учебник содержит рубрику «Полезная информация», в которую помещён дополнительный материал, словари профессий и основных понятий и терминов.
6. Кожина, О. А. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл. : учебник / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. – 8-е изд., испр. – Москва : Вертикаль : Дрофа, 2019. – 254 с. : ил. – (Российский учебник).
Переработанный в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта учебник представляет собой основу учебно-методического комплекса по технологии для 5-го класса, в который также входят электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь и методическое пособие тех же авторов. Комплекс реализует идею творческого развития учащихся, их профессиональной ориентации. В учебнике рассмотрена суть технологических процессов, последовательность их выполнения, безопасные приёмы работы в процессе получения навыков приготовления пищи и пошива фартука. Издание хорошо иллюстрировано; дополнено лабораторными работами, вопросами и заданиями, способствующими эффективному усвоению учебного материала.
7. Лутцева, Е. А. Технология. 4 класс : учебник / Е. А. Лутцева. – 3-е изд., перераб. – Москва : Вентана-Граф, 2017. – 160 с. : ил. – (Начальная школа XXI века).
Цель учебника – ознакомить обучающихся с технологиями материального производства XX–XXI веков, а также экологическими и здоровьесберегающими критериями их оценки. В издании рассмотрено, как современные технологии изменили жизнь людей и какие новые для человечества проблемы и опасности они породили. Особое внимание уделяется дизайну изделий, интерьеров городской среды и дачных участков. Полезны будут сведения о технологиях преобразования информации.
Информацию подготовила Г. Б. Леденейкина, зав. отделом естественно-научной и технической литературы
- 368 просмотров