Что делает детей умными? И можно ли их заставить быть успешными, даже если они этого не хотят? Журнал «Здоровье» провёл своё расследование (№ 4, 2023).
Всем нам при рождении природа даёт разный набор генов. От генетики зависит не только IQ, то есть память, способности к абстрактному и пространственному мышлению, но и другие качества – стремление к лидерству, любопытство, музыкальность, выносливость и сила и т.д. Кому-то с генами везёт, кому-то не очень. Однако, судя по данным исследований, хорошие гены – это только возможности, а вот как они будут реализованы, зависит от семьи, социума, образования и некоторых других, не вполне очевидных вещей. Например, грудного вскармливания – оно, оказывается, добавляет около 5 пунктов к изначальному IQ.
В своё время много шума наделала книга «Боевой гимн матери-тигрицы». Её автор, китаянка Эми Чуа, профессор Йельского университета, мать двух дочерей, честно рассказала, как сделала из своих дочерей вундеркиндов и чем китайский подход к воспитанию отличается от западного. «Западники» больше ориентируются на врождённые способности детей и часто идут у них на поводу, не настаивая и не подгоняя. Был бы счастлив и доволен! Китайский стиль принципиально другой – максимальная жёсткость, нацеленная на результат. Счастье – вещь слишком эфемерная, чтобы на него ориентироваться. Вместо него железный принцип: нет неспособных – есть ленивые.
Жизнь ребёнка расписана по минутам. Никаких посторонних занятий, кроме хобби, которое тоже выбирают родители. Пусть другие тратят время на глупости вроде дней рождения одноклассников и школьные спектакли – он будет решать задачи и заниматься, скажем, музыкой. Даже в каникулы. Потому что без постоянной практики не будет результата. И вообще – конкуренты из других таких же упорных семей не дремлют. А наш должен быть лучшим, иначе стыд и позор, зря что ли мы тратим на всё это столько сил, денег и нервов.
Главный козырь «тигриного» воспитания – родители обращают внимание не на врождённые способности, а на приложенные усилия. Китайцев с детства приучают к мысли, что главное – труд, и он рано или поздно окупится. А базис всему, как это определяет та же Эми Чуа, – «чрезвычайно требовательные, но любящие родители». Они не просто ставят перед детьми высокую планку – они уверены, что те возьмут планку. Надо лишь подтолкнуть, настоять, заставить. И если в западном варианте такое воспринимается как насилие над личностью, китайцы считают это долговременным вложением в будущее. Западная снисходительность представляется им неверием в возможности собственных детей.
Наука тоже доказывает преимущества ежедневного труда над врождёнными способностями. Однако это ещё не означает, что авторитарный стиль эффективнее других. Лучшие результаты даёт не авторитарный, а авторитетный подход.
Авторитетное воспитание тоже предполагает высокие стандарты и требования. Здесь ребёнку скажут, что неудача не означает «не дано и не надо», и будут подвигать больше заниматься, тренироваться и вникать в тему. Но родители при этом не пугают, не позорят и не манипулируют. Они стараются мирно замотивировать и договориться с ребёнком. Это работает, если старший тепло и доверительно общается с младшим. Но не на равных, а с позиции сильного заботливого взрослого, который ведёт и указывает путь. Авторитетное воспитание, подтверждают исследования, проведённые в Северной Америке, в Пекине и на Тайване, повышает у детей уровень самоконтроля и снижает риск эмоциональных проблем.
И в заключение несколько лайфхаков для родителей, чтобы поддержать ребёнка и научить его учиться:
- Задачи должны быть достаточно сложными, но выполнимыми – тогда детям будет трудно, но интересно;
- Хвалите ребёнка не за то, что он умный, а за то, что хорошо потрудился;
- Учите навыкам самоконтроля: умение контролировать своё внимание и справляться с эмоциями – одна из самых ценных вещей, которую мы можем дать своим детям.
- Больше движения! Тесты показали, что школьники лучше учатся, если трижды в неделю бегают кроссы по полчаса. Вместо бега может быть любая физическая нагрузка, улучшающая приток кислорода к мозгу, вследствие чего повышаются когнитивные способности.
- Учите ошибаться. Если ошибка для ребёнка – признак его некомпетентности, то каждая будет подрывать его мотивацию и уверенность в себе. Напротив, дети, которые знают, что ошибки – важная часть обучения, а «разбор полётов» – хорошая тренировка для ума, умеют извлекать из них максимум пользы.
Читайте периодику и узнаете ещё много интересного! Отдел периодических изданий всегда рад видеть вас своими читателями.
Материал подготовлен С. Д. Шакировой, заведующей отделом периодических изданий
- 510 просмотров