СТАРЫЕ НОВОСТИ. Встречи на театральной сцене

17.05.2023 | 417 просмотра(ов)

Собрание краеведческих журналов и газет, которое хранится в Национальной библиотеке имени С. Г. Чавайна Республики Марий Эл – уникальный информационный ресурс. «Старые» новости» на страницах газет и журналов позволяют заглянуть в прошлое, рассказывают о важных исторических событиях, примечательных фактах и явлениях повседневной жизни, в том числе о встречах с прекрасным. В газете «Марийская деревня» (так ранее называлась «Марийская правда») за 14 декабря 1926 года вышла статья под названием «В Марийском Гостеатре». Авторство статьи не обозначено, но при её внимательном изучении становится ясно, что статья выражает мнение редакции на состояние и уровень развития театра в Краснококшайске:

«Марийский Государственный театр по техническому оборудованию, размерам и обстановке рассчитан на широкую культурно-просветительную работу. Вместительный зрительный зал, оборудованная сцена, красивое фойе производят хорошее впечатление. Читальный зал, библиотека, шахматно-шашечная комната создают обстановку серьезного отдыха, развлечения и уюта. Все это заставляло ждать от театра постановок, не похожих на обычное краснококшайское доморощенное лицедейство».

В этом описании узнается новое здание театра, построенное на улице Карла Маркса, в бывшем Булыгинском саду по проекту архитектора Георгия Янушевича Гвоздецкого. Открытие состоялось 1 марта 1926 года. Это было великолепное по тем временам двухэтажное здание, один из деревянных «особняков-теремов», определявших архитектурное лицо Йошкар-Олы в 1920 – начале 1930-х годов. Здание имело около 30 помещений, вместительный зрительный зал с хорошей акустикой, большую сцену, которая была оборудована поворотным кругом, вестибюль с двумя гардеробами, буфет, небольшую электростанцию мощностью 18 лошадиных сил, водопровод, канализацию (ватерклозет), первую в городе радиоточку. Широкая лестница со светильниками вела на внутренний балкон и в ложи.

Г. Я. Гвоздецкий известен не только как первый официальный архитектор города. Его имя, человека разносторонних интересов, тесно связано с историей Областной библиотеки: в 1920-е годы Георгий Янушевич был председателем библиотечного совета, который имел широкое представительство и большие полномочия, вплоть до увольнения работников, не отвечающих своему назначению. Георгию Янушевичу принадлежит значительная роль в организационном сплочении сил для восстановления библиотеки после пожара 1923 года.

Далее в статье авторы анализируют репертуар театра, проявляя при этом строгость и даже безапелляционность суждений:

«Театр начал свою деятельность музыкальной комедией. Этот род искусства, целиком взрощенный упадочными вкусами праздных людей, требующими от театра только легкого развлечения, пикантно и остро поданного, чужд и непонятен современному зрителю и, конечно, не нужен. Рабочий, крестьянин, массовый советский служащий ничего не почерпнут в оперетке и не заинтересуются ею... На открытии театра говорилось о том, что на оперетте пришлось остановиться из хозяйственных соображений, что именно оперетта даст необходимы сборы, а стало быть и средства. Но опыт других городов, напротив, показывает, что оперетта в большинстве случаев дает убыток. Привезти оперетту в маленький провинциальный город затея смелая даже для дореволюционного времени».

«Прошедший со времени открытия театра месяц дает возможность подвести некоторые итоги и установить точку зрения редакции. Прежде всего надо отметить, что с материальной стороны пока что оперетта оправдала возлагаемые на нее надежды. Правда, многие посетители говорят, что ходят в оперетту только потому, что ничего другого нет. Но все таки ходят. При открытии театра говорилось о том, что оперетта имеет несомненно хорошую сторону, именно, музыку. (Что за театр без музыки! Сказал директор театра). С точки зрения музыки, оркестр строен, но слаб количественно. Голосовыми средствами труппа не блещет».

Положительные моменты тоже были отмечены:

«Несомненным достижением Мартеатра являются декорации. Пишет их декоратор труппы художник Горбунцов почти к каждой постановке и по договору они остаются в собственность театра. Декорации хороши. И хотя они пишутся для специальных постановок, но, надо думать, с некоторым приспособлением окажутся пригодны для будущих, более серьезных и отвечающих современным требованиям постановок».

Похвалы строгих критиков заслужил Горбунцов Павел Тимофеевич, выпускник Училища технического рисования барона Штиглица (Санкт-Петербург, 1917), театральный художник, с 1926 года работавший в качестве художника-постановщика Мардрамтеатра в Йошкар-Оле. Позднее занимался оформлением краеведческого музея, известен как мастер пейзажа. Его работы принадлежат к золотому фонду марийской живописи: «Весна» (1937), «Март» (1940), «Марийские леса» (1960), «Разлив» (1963), «Элегия», «Лунная соната» (1966), «Дыхание севера» (1970).

Далее групповой/безымянный автор переходит на личности, проявляя в оценке игры актеров и уровне их таланта ту же категоричность, что и при анализе репертуара. Но интересно – не оторваться!

 «Состав труппы если и не блещет особенно выдающимися силами, тем не менее в постановках дает впечатление достаточного ансамбля. Артист Раскатов при скромных голосовых средствах держится на сцене свободно. Мимика, жесты и пластика говорят о вдумчивом отношении к делу и опыте. Певнев – артист в полном значении этого слова. Техника и умение держаться на сцене хороши. К сожалению, в драматических переходах (Коломбина) чувствуется сдержанность и некоторая холодность. Не дурной голос (баритон) у артиста Рекалло. Артистка Артамонова вполне определившаяся опереточная певица. Видна школа и большой опыт. Щербакова при сильном темпераменте, выразительной мимике, бывает в некоторых ролях немного резка, невыдержанна и поет не ровно. То прекрасно построенная мелодия, то не музыкальные выкрики. Выделяются игрой, как артисты, Сарматов и Женин.

Переходя к технике постановок надо отметить искусную работу помрежиссера Дальского. Переход на драму нельзя назвать удачным. Эффектная драма Гр. Ге, хотя и устаревшая, прошла без всякого подъема. Создавалось впечатление, что некоторые артисты были не в своих ролях. Единственным исключением был Певнев в роли Годды, блестяще давший характерную игру, удачную акцентировку и сложные драматические переходы. Вашурин в роли героя пьесы был ниже своей силы, не оправдал надежд знающей его краснококшайской публики».

Театральная тема была продолжена на другой странице этой же газеты в стихотворении «В раздевалке Гостеатра»:

«Давка, шум и спор чуть не до свалки,

Море тел притиснуто у раздевалки,

Сотни рук вздымаются над головами

С круглыми из белой жести ярлыками…».

«…– Тут уйдешь, пожалуй, наг и бос,

Ты не суй мне эту рвань под нос,

У меня пальто на лисьем ведь меху,

А тычешь мне негодную доху.

– Я просил мужские, а не дамские галоши,

– Граждане, ой, пустите с ношей,

Пропустили, ноша под ногами,

Самого же выжали с помятыми боками.

– Ой, тут жив останешься едва ли,

– Вы каблук сейчас мне оторвали,

– Эх, молчи, судьба, знать, такова,

Будь доволен, что каблук пропал, не голова…»

Дома до утра Краснококшаец наш

Трёт бока и делает массаж».

Быть театралом в Краснококшайске в 1920-е годы было непросто, но жители города, которым приходилось много работать для процветания страны, театр любили всё равно. Проблема поведения в театре газетой позднее поднималась неоднократно (см. Театральный этикет на страницах «Марийской правды»), эта тема актуальна и сегодня. Приходите в Национальную библиотеку имени С. Г. Чавайна, следите за новостями на сайте библиотеки, читайте старые подшивки «Марийской правды», внимательно изучайте театральную афишу, посещайте театры города.

 

Материал подготовила О. А. Севрюгина, главный хранитель фондов

 

Русский