СТАРЫЕ НОВОСТИ. Театральный этикет на страницах «Марийской правды»

18.01.2022 | 892 просмотра(ов)

Театр всегда называли храмом искусства, ещё – местом, в котором можно душевно провести время и получить истинное вдохновение. Театр любят все, многие из любящих театр его посещают. И практически все знают: если вы пришли в театр, от вас требуется соблюдение некоторых правил. Если эти правила изложены образно, ярко, с юмором, с необидными и забавными примерами, следовать им легко и просто. В газете «Марийская правда» 11 января 1969 года была опубликована статья «Если вы пришли в театр», автором которой являлся Аркадий Крупняков. Тот самый Аркадий Степанович Крупняков, знаменитый автор исторических и фантастических романов, драматург, журналист, народный писатель Марийской АССР.

 Театральная тема во всех аспектах была близка Аркадию Степановичу. Его произведения неоднократно ставились на сцене Академического русского драмтеатра имени Г. В. Константинова. Когда-то юный Аркадий Крупняков мечтал о сцене. Не получилось, но уже в 1960-е годы спектакли Аркадия Крупнякова пользовались успехом. Весной 1967 года в Республиканском русском драмтеатре состоялась премьера драмы Аркадия Крупнякова «Расплата». Спектакль вызвал огромный зрительский интерес, а на Всесоюзном смотре драматических театров этот спектакль был отмечен дипломом первой степени. После этой пьесы на сцене русского театра в Йошкар-Оле были поставлены и другие спектакли: «Последний, решительный» (1968), «Журавлёнок» (1970), «Выбор» (1978), «Дорогами братства» (1978). А марийская студия телевидения поставила телеспектакли «Путь Аказа», «Продкомиссия», «Пламя над волостью», «Талькина победа».

Статья была написана в тот период, когда Крупняков работал заведующим литературно-драматической частью Республиканского русского драматического театра. Театр для него не был просто местом работы, писатель относился к нему с настоящим благоговением:

«Наверное, не многие из зрителей знают, с какой святостью относятся к сцене артисты и работники театра. Я ни разу не видел, чтобы кто-нибудь из них появился на ней в головном уборе. Нечто подобное должен испытывать и зритель, переступив порог театра. Ведь тут он приобщается к этому искусству, получает наивысший вид удовлетворения – духовное удовлетворение. Итак, вы пришли в театр…».

Далее Крупняков пишет об одежде:

«Собираясь в мир красивого, мы должны быть и красиво одеты. А ведь как часто бывает – наденет некая дама какое-то немыслимо шикарное платье, бусы из плексигласа, белые перчатки, веер возьмет и чернобурку на плечи набросит. Уж до сцены ли ей, если надо проследить, восхищаются ли ее туалетом, если надо заметить, как оделась ее давняя соперница по нарядам, если перчатки то и дело сползают, веер никак не складывается, к тому же съехала чернобурка, зацепив за длинную цыганскую серьгу и чуть не вырвав мочку из уха. …Одевайтесь в театр красиво, но просто. Не бойтесь, вас не обвинят в провинциализме, в Москве и Ленинграде давно одеваются в театр строго и просто».

Не обошел Аркадий Степанович и буфетную тему:

«Мужчины обставляют себя батареями пива. Женщины, молодые девушки жуют не только за столиками, но и стоя в дверях, на ходу, в фойе и в коридорах. Слышится третий звонок, а буфет еще полон, и стоит большого труда зазвать зрителей в зал. Иные упорно держатся за столик и готовы сидеть здесь до конца спектакля».

 Некоторые проблемы театрального этикета остались, к счастью, только в «старых» новостях. Автор продолжает:

 «И о курении. Курят (!) в коридорах, иные умудряются выйти с сигаретой в фойе. Дым стелется по театру, проникает на сцену».

Современных театралов это замечание шокирует, но в 1969 году не принят был ещё закон «О курении», и Минздрав, видимо, не так убедительно предупреждал о вреде курения.

Писатель не упускает возможности поговорить об актерах и ролях:

«В пьесе «Расплата» роль Зарубина главная. И сложная. Играл ее артист А. Миков. Актер не удовлетворился материалом самой пьесы, начались дополнительные поиски. Зарубин был в плену, и Миков стал искать людей, прошедших через плен, беседовал с ними, проникал в их психологию. Герой пьесы прошел путь от лесоруба до начальника лесопункта. И актёр тоже едет в лес, встречается с лесорубами, механизаторами. Бесконечные поиски деталей, черточек характера и многого другого – всё это хоть и приятный, но нелегкий труд, заслуживающий одобрения.

Но всегда ли он получает одобрение? Иногда бывает так: сидим мы, смотрим спектакль, все нам нравится. И пьеса, и игра артистов, и музыка, и художественное оформление. Но лень поднять руки, не считаем мы нужным поблагодарить за долгий и кропотливый труд художника, написавшего декорации, композитора, сочинившего музыку и, наконец, актера, создавшего запоминающийся, яркий и сочный образ».

Автор с сожалением продолжает:

 «А теперь хочу я сказать о самом неприятном явлении в зрительном зале. Спектакль подходит к концу, актер не сказал последней, заключительной фразы, а добрая треть зрителей уже сорвалась с мест и ринулась к вешалке. …И делится наблюдением: С момента закрытия занавеса и до того, когда последний из вас получит свое пальто, никогда не проходит больше 12 минут».

Недалеко от театрального моста г.Йошкар-Олы на бульваре воздвигнут памятник А. С. Крупнякову: бронзовая скульптура шагающего писателя с книгой в левой руке. Направляется писатель в театр.

Пусть в нашей жизни будет много хороших спектаклей, приятных просмотров и ярких впечатлений!

 

Материал подготовила О. А. Севрюгина, главный хранитель фондов.

Русский