К 150-летию С. В. Рахманинова. Аудиовыставка «Песнь судьбы»

01.04.2023 | 410 просмотра(ов)

Есть в истории национальной культуры явления, которые, впитав живительные соки родной земли, вырастают подобно могучему древу и сами становятся её олицетворением. К таким явлениям по праву принадлежит творчество Сергея Васильевича Рахманинова, 150-летие со дня рождения которого отмечает сегодня вся мировая музыкальная общественность.

К юбилею гениального пианиста, композитора и дирижёра в отделе литературы по искусству подготовлена аудиовыставка «Песнь судьбы».

 

Вниманию посетителей представлены виниловые пластинки с записями самых известных сочинений С. Рахманинова:   

Второй концерт для фортепиано с оркестром (исполняет В. Ересько; дирижёр Г. Проваторов)

Этот концерт является самым популярным произведением не только у Рахманинова, но и во всей мировой классике. Концерт был написан композитором после серьёзного и драматичного перерыва, связанного с публичным провалом его Первой симфонии. Рахманинов ушёл в жесточайшую депрессию, но в итоге был рождён шедевр на все времена.

Третий концерт для фортепиано с оркестром (исполняет П. Донохоу; дирижёр В. Федосеев)

Тема, которая открывает этот концерт, вмещает в себя всю нашу Россию: ее боль, переживания, метания, широту, мощь и при этом сентиментальность. По насыщенности, по эмоциональности ни один фортепианный концерт нельзя сравнить с Третьим – количество смыслов, эмоций и интерпретаций внутри неисчерпаемо.

«Колокола»: поэма для симфонического оркестра, хора и солистов (дирижёр Е. Светланов)

«Это произведение, над которым я работал со страстной увлечённостью, я люблю более всех своих сочинений». С. Рахманинов.

Напомним вкратце об истории создания «Колоколов», истории не совсем обычной.

Летом 1912 года, живя на Тамбовщине, в любимой Ивановке, Рахманинов неожиданно получил письмо, никем не подписанное. В письмо был вложен отпечатанный на машинке русский перевод поэмы Эдгара По «Колокола».   В короткой приписке неизвестный человек просил композитора ознакомиться со стихами; они казались автору письма очень музыкальными, словно бы созданными для Рахманинова. (Много лет спустя, уже после смерти С. Рахманинова, его друг и коллега, виолончелист М. Букиник, в своих воспоминаниях раскрыл  имя автора письма:  то была его юная ученица Маша Данилова, безгранично любившая музыку Рахманинова). Композитор внимательно прочитал стихи. Мысль положить их на музыку в самом деле захватила его. Представить жизнь человека, различные её этапы в столь близких Рахманинову образах колокольного звона было заманчиво, увлекательно.

Несколько месяцев вынашивал композитор замысел сочинения. Впрямую работать над «Колоколами» он начал весной 1913 года в Риме, куда приехал  вместе с семьёй.  Клавир был закончен 27 марта 1913 года. Партитура завершена в России, в Ивановке, 27 июля того же года. Вскоре состоялись первые концертные исполнения «Поэмы для оркестра, хора и солистов», как назвал своё новое сочинение Рахманинов. Он же и дирижировал «Колоколами»  на премьере – сначала в Петербурге (30 ноября 1913 года), а затем в Москве (8 февраля 1914 года). «Колокола» имели исключительный успех. Но самому автору казалось, что ни критика, ни  публика не оценили до конца этого произведения.

Полное собрание романсов

Романсы Рахманинова по популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Рахманиновым написано около 80 романсов, большинство из них – на тексты русских поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 века. Обращаясь зачастую к малоизвестным стихотворениям, Рахманинов прочитывал их по–своему и в музыкальном воплощении придавал им новый, неизмеримо более глубокий смысл.

 

Пластинки с записями  перечисленных произведений С. Рахманинова, а также не вошедшие в анонс, можно послушать на ретро-проигрывателе в отделе литературы по искусству (каб. № 212).

 

Аудиовыставка подготовлена на основе фонда музыкально-нотного сектора Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна.

Русский