Есть в истории национальной культуры явления, которые, впитав живительные соки родной земли, вырастают подобно могучему древу и сами становятся её олицетворением. К таким явлениям по праву принадлежит творчество Сергея Васильевича Рахманинова, 150-летие со дня рождения которого отмечает сегодня вся мировая музыкальная общественность.
К юбилею гениального пианиста, композитора и дирижёра в отделе литературы по искусству подготовлена аудиовыставка «Песнь судьбы».
Вниманию посетителей представлены виниловые пластинки с записями самых известных сочинений С. Рахманинова:
Второй концерт для фортепиано с оркестром (исполняет В. Ересько; дирижёр Г. Проваторов)
Этот концерт является самым популярным произведением не только у Рахманинова, но и во всей мировой классике. Концерт был написан композитором после серьёзного и драматичного перерыва, связанного с публичным провалом его Первой симфонии. Рахманинов ушёл в жесточайшую депрессию, но в итоге был рождён шедевр на все времена.
Третий концерт для фортепиано с оркестром (исполняет П. Донохоу; дирижёр В. Федосеев)
Тема, которая открывает этот концерт, вмещает в себя всю нашу Россию: ее боль, переживания, метания, широту, мощь и при этом сентиментальность. По насыщенности, по эмоциональности ни один фортепианный концерт нельзя сравнить с Третьим – количество смыслов, эмоций и интерпретаций внутри неисчерпаемо.
«Колокола»: поэма для симфонического оркестра, хора и солистов (дирижёр Е. Светланов)
«Это произведение, над которым я работал со страстной увлечённостью, я люблю более всех своих сочинений». С. Рахманинов.
Напомним вкратце об истории создания «Колоколов», истории не совсем обычной.
Летом 1912 года, живя на Тамбовщине, в любимой Ивановке, Рахманинов неожиданно получил письмо, никем не подписанное. В письмо был вложен отпечатанный на машинке русский перевод поэмы Эдгара По «Колокола». В короткой приписке неизвестный человек просил композитора ознакомиться со стихами; они казались автору письма очень музыкальными, словно бы созданными для Рахманинова. (Много лет спустя, уже после смерти С. Рахманинова, его друг и коллега, виолончелист М. Букиник, в своих воспоминаниях раскрыл имя автора письма: то была его юная ученица Маша Данилова, безгранично любившая музыку Рахманинова). Композитор внимательно прочитал стихи. Мысль положить их на музыку в самом деле захватила его. Представить жизнь человека, различные её этапы в столь близких Рахманинову образах колокольного звона было заманчиво, увлекательно.
Несколько месяцев вынашивал композитор замысел сочинения. Впрямую работать над «Колоколами» он начал весной 1913 года в Риме, куда приехал вместе с семьёй. Клавир был закончен 27 марта 1913 года. Партитура завершена в России, в Ивановке, 27 июля того же года. Вскоре состоялись первые концертные исполнения «Поэмы для оркестра, хора и солистов», как назвал своё новое сочинение Рахманинов. Он же и дирижировал «Колоколами» на премьере – сначала в Петербурге (30 ноября 1913 года), а затем в Москве (8 февраля 1914 года). «Колокола» имели исключительный успех. Но самому автору казалось, что ни критика, ни публика не оценили до конца этого произведения.
Романсы Рахманинова по популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Рахманиновым написано около 80 романсов, большинство из них – на тексты русских поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 века. Обращаясь зачастую к малоизвестным стихотворениям, Рахманинов прочитывал их по–своему и в музыкальном воплощении придавал им новый, неизмеримо более глубокий смысл.
Пластинки с записями перечисленных произведений С. Рахманинова, а также не вошедшие в анонс, можно послушать на ретро-проигрывателе в отделе литературы по искусству (каб. № 212).
Аудиовыставка подготовлена на основе фонда музыкально-нотного сектора Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна.
- 409 просмотров