Буллинг – явление, широко распространённое в детских коллективах как в нашей стране, так и за рубежом. Это травля, притеснение и дискриминация.
«Булли» от английского bully – хулиган, задира. Слово bully переводится ещё как «бычок», что довольно точно передаёт смысл понятия.
В сообществе детей часто случается такое: находится ученик, который с помощью манипулирования организует травлю другого ученика, оставаясь, как правило, при этом в тени. Характерными признаками травли являются ассиметричность (неравенство сил), повторяемость и преднамеренность. В буллинге одна сторона (агрессор) в чём-то превосходит другую сторону (жертву). Это может быть физическое превосходство, превосходство в численности или наличие у агрессора «компромата» на жертву.
Травля – это всегда длящийся процесс. Буллинг предполагает не только физическое насилие. К его проявлениям относят угрозы, унижения, оскорбления, распространение слухов и сплетен, обман или сокрытие важной информации.
На поздних стадиях развития ситуации буллинга жертва либо покидает школу, либо, что бывает нередко, заболевает или совершает попытку суицида. Даже если родители такого ребёнка вовремя начинают бить тревогу, опыт жертвы оставляет психологическую травму на долгие годы, отрицательно влияет на академическую успеваемость, разрушает самооценку и доверие к людям.
Буллинговая структура представляет собой достаточно сложное системное образование. Однако надо отметить, что каждый субъект системы испытывает на себе воздействие этого явления: жертва (виктим), булли (агрессор), его помощники, участники, демонстрирующие активную позицию защитников жертвы, наблюдатели.
Ключевую роль здесь играют как раз наблюдатели. Это третья сторона буллинга. Часто исключительно ради них затевается травля. Например, задира может спокойно общаться со своей жертвой наедине, но как только появляются свидетели, он становится более агрессивным и жестоким.
Наблюдатели делятся на три группы:
– активные соучастники: поддерживают и поощряют агрессора, подкрепляют его действия улыбками, смешками, поддакиванием, могут подначивать, провоцировать, снимать происходящее на камеру телефона;
– молчаливые соучастники, пассивные сторонники: изображают нейтральность, но с интересом наблюдают;
– защитники: поддерживают жертву, предпринимают попытки защитить её; таким детям свойственна устойчивая система ценностей; они способны самостоятельно регулировать своё поведение; у них оптимистический эмоциональный фон.
Исследователи данного явления отмечают позитивную роль именно защитников жертвы, так как при их наличии буллинг заканчивается, не успев начаться. Если же никто не вступается за жертву, то это становится хорошей почвой для дальнейшей травли – даёт обидчикам все основания покрасоваться, унижая другого ребёнка. Чаще всего дети в классе стремятся занять позицию соучастника (активного или пассивного), поскольку боятся, что любое сочувствие жертве может привлечь внимание агрессора к ним. Из молчаливых соучастников впоследствии вырастают равнодушные свидетели агрессии. Буллинг – это болезнь коллектива и работать надо с целым классом, а не с отдельными учениками.
Вопросов много. Как определить, что в классе происходит буллинг? Кто виноват и что делать? Как отличить буллинг от конфликта? Кто становится булли или жертвой? Как пресечь зарождение этого явления ещё в детском саду?
Ответы на эти вопросы найдёте в подборке статей:
- Гусева, Ю. Е. Преодоление и профилактика в детском саду / Ю. Е. Гусева, И. Б. Терешкина, Г. В. Семёнова // Дошкольное воспитание. – 2023. – № 1. – С. 21-26.
- Заочинский, М. Внимание, буллинг! / Михаил Заочинский // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2022. – № 11. – С. 49-53.
- Кривцова, С. В. Особенности школьного буллинга, создающие проблемы его выявления / С. В. Кривцова, А. Н. Шапкина // Вопросы психологии. – 2022. – Т. 68, № 2. – С. 26-39.
- Сидорова, Т. Буллинг в школе: кто виноват и что делать? / Татьяна Сидорова, Елена Петраш // Воспитание школьников. – 2022. – № 3. – С. 3-12.
- Собкин, В. С. О социально-психологических аспектах буллинга среди российских школьников / В. С. Собкин // Педагогика. – 2022. – № 1. – С. 5-20.
Материал подготовила Н. Н. Смирнова, главный библиотекарь отдела периодических изданий
- 518 просмотров