ИНТЕРЕСНОЕ В ПРЕССЕ. Медведь, осьминог и злые мужики

04.08.2022 | 977 просмотра(ов)

Сегодня сатирики всё больше перемещаются в социальные сети и Youtube – а сто-двести лет назад карикатуристы использовали то, что было под рукой, например, географические карты. Сатирические карты Европы в XIX – начале XX века стали популярным способом пропагандистского воздействия на читателей (точнее – зрителей), предлагая им особую, образную реальность международной политики. Они создавались художниками-карикатуристами в преддверии (или в разгар) масштабных конфликтов.

Павел Опалин в своей статье постарался сделать обзор одной линии, присутствовавшей в большинстве образцов зарубежной «политической картографии» – трактовки образа России. Во втором номере журнала «Воронцово поле» за этот год вы можете прочитать его статью.

Россия-«медведь» – образ, укоренившийся не только в политической карикатуре, но и в массовой культуре, а потому столь узнаваемый для европейца. Один из самых опасных в живой природе, зверь впадает в спячку зимой и в ярость – если потревожили не вовремя. Живое воплощение природной дикости, неуправляемой силы и непредсказуемости – идеальное сочетание свойств, которыми можно наделить соперника, врага. А потом за это же его ненавидеть. И бояться.

Ведущую роль в создании образа России-«медведя» сыграли англичане. Да, XIX столетие в английской политической риторике было отмечено устойчивыми проявлениями русофобии. На протяжении прошлого и позапрошлого столетия английские сатирики активно использовали этот образ при создании сатирических карт – жанра политической пропаганды. Заимствовали эту традицию и их коллеги из других стран. В других европейских странах русофобские настроения также имели место, но лишь время от времени, завися от событий на мировой арене.

На «Сатирической карте новой Европы» французский карикатурист Поль Гадоль в 1870 году изобразил Россию в виде свирепого, злого русского мужика. Его голова просунута между Белым и Балтийским морями, а полы тулупа стелются на Чёрное море, за которым – Турция. Через плечо перекинута корзина с добром. В годы Первой мировой войны образ «русского мужика» особенно активно используют немецкие карикатуристы. Целая серия карикатурных карт немецкого производства призвана была утвердить образ России-«агрессора» и продемонстрировать способность Германии и Австро-Венгрии дать ей отпор. Так, авторы «Юмористической карты Европы в 1914 году» изображают «мужика» со всеми атрибутами порочности и агрессии – он сидит на пороховой бочке с плетью и бутылкой в руках; неизменный «медведь» – под боком.

Ещё один загадочный и угрожающий образ России как гигантского «осьминога», тянущего щупальца к новым территориям, связан с именем британского иллюстратора Фреда У. Роуза, автора одного из известнейших сатирических атласов Европы – «Полушутливой военной карты на 1877 год», опубликованной в разгар русско-турецкой войны 1877-1878 годов. И вновь Россия – главный персонаж, на котором сосредоточено внимание всех остальных «обитателей» карты.

Что же стояло за политическими фобиями в отношении России, отразившимися на сатирических картах зарубежных карикатуристов? Напомним двойственный смысл понятия «фобия», унаследованного из античной традиции: страх и ненависть, два сильных чувства, подкрепляющих друг друга в жизненных проявлениях. Страх вызывал прежде всего размер Российской империи, которой априори приписывалась угроза. Тогда как ненависть, упакованная в обёртку политической сатиры, проистекала зачастую из собственных геополитических устремлений мировых держав, разбивавшихся от столкновения с «медведем», «мужиком», «осьминогом».

 

Материал подготовила Н. М. Черных, библиотекарь отдела периодических изданий

Русский