Я памятник себе воздвиг в столетьях,
Работая и кистью и пером,
Пытаясь передать и чувства междометья,
И мощных мыслей бурелом.
Д. Бурлюк
Девятого июля родился Давид Давидович Бурлюк (1882-1967), русский поэт, художник, один из основоположников футуризма. Его стихотворные строчки, вынесенные в эпиграф, на первый взгляд, не очень скромны. Но у «отца российского футуризма», одного из лидеров русского авангарда, поводов для гордости было более чем достаточно. Энергия Бурлюка, его организаторские способности и инициативность помогли становлению новой поэтической школы. Приверженцы футуризма (от лат. futurum – будущее) искали новые пути развития поэзии и искусства. Они призывали к ниспровержению всего старого, «истлевшего от моли» и созданию новой современной литературы, которая выражала бы изменяющуюся жизнь в её динамике грохочущего производства. При этом Д. Бурлюк единственным авторитетом объявлял природу и личность художника. К новому авангардному течению примкнули В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин, А. Кручёных и другие.
К 1920-м годам футуристы, как и многие другие представители художественной культуры, были подвергнуты государственному давлению, цензуре и репрессиям, так как новая политика партийного руководства стремилась к подчинению творческой свободы всех представителей культуры.
Давид Бурлюк известен не только как поэт, но в первую очередь как художник, учившийся в Мюнхенской Королевской академии искусств и в Школе изящных искусств в Париже. Небезуспешно принимал участие в художественных выставках в России и за границей. Теоретик искусства, лектор и оратор, всю жизнь Д. Бурлюк считал себя художником и поэтом в равной степени.
Родился Давид Бурлюк на хуторе Семиротовщина Харьковский губернии в большой казачьей семье. Помимо Давида в семье росли два брата и три сестры. В детстве один из братьев во время игры с игрушечной пушкой случайно лишил Давида глаза, из-за этого всю жизнь ему пришлось проходить со стеклянным левым глазом. С годами Бурлюк начал даже бравировать своей особенностью, придирчиво глядя на окружающих искусственным глазом через лорнет и утверждая, что именно эта травма подарила ему уникальный взгляд на вещи. К тому же он очень эксцентрично одевался, а также любил рисовать на лице, что казалось удивительным для многих, странные рисунки...
Отец работал управляющим в разных имениях, поэтому семья часто переезжала с места на место, и Бурлюку пришлось учиться в гимназиях разных городов.
С десяти лет Давид не на шутку увлёкся живописью, а в 1898-1899 годах учился в Казанском и Одесском художественных училищах. Далее – в академиях искусств Мюнхена и Парижа.
В 1909-1910 годах вокруг Бурлюка объединились молодые поэты и художники – будущие футуристы. К этому времени относится и встреча Бурлюка с Маяковским – они вместе учились в Московском художественном училище живописи и ваяния. Давид Бурлюк фактически раскрыл в Маяковском поэта и в дальнейшем всегда поддерживал его морально и материально. Великий пролетарский поэт называл Д. Бурлюка своим учителем.
Себя Д. Д. Бурлюк считал поэтом с 1897 года, когда было написано его первое стихотворение «Ты богиня средь храма прекрасного...»:
Ты богиня средь храма прекрасного,
Пред Тобою склоняются ниц.
Я же нищий – толпа безучастная
Не заметит меня с колесниц.
Ты – богиня, и в пурпур, и в золото
Облачён твой таинственный стан,
Из гранита изваянный молотом,
Там, где синий курит фимиам.
Я же нищий – у входа отрепьями,
Чуть прикрыв обнажённую грудь,
Овеваемый мрачными ветрами,
Я пойду в свой неведомый путь.
А первая серьёзная публикация состоялась в марте 1910 года, в сборнике «Студия импрессионистов», изданном в Санкт-Петербурге. После этого публикации пошли непрерывной чередой в сборниках: «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу», «Трое», «Требник троих», «Молоко кобылиц», «Весеннее контрагентство муз» и других. Ушёл в прошлое ХIХ век с его замедленным, спокойным ритмом. Наступило другое время. Мир менялся на глазах, открывая новые перспективы перед человеком, смотрящим в будущее. Все это отражалось в стихах представителей футуризма, считавших, что на смену старому искусству пришло новое и оно должно спасти мир.
В эти же годы Бурлюк выступал с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи.
В 1918-1919 годах уехал на Дальний Восток, организовал ряд своих художественных выставок в Сибири. Из Владивостока в августе 1920 года переселился в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока, выступая с лекциями и занимаясь живописью. Здесь же Давид Бурлюк был назначен придворным художником императора и стал культовой фигурой в современном искусстве. Именно он привёз в Японию фовизм, кубизм и прочие новомодные европейские веяния. Виды горы Фудзи, старинных храмов, портреты друзей и соседей, напоминали то Сезанна, то Руссо. Впечатления от жизни в Стране восходящего солнца послужили темой его книги стихов с собственными иллюстрациями «Восхождение на Фудзи-сан», сборника рассказов «По Тихому океану» и 26 новелл-зарисовок разных жанров «Ошима. Японский Декамерон».
В 1922 году переехал в США. Нью-Йорк предстал для Бурлюка материализованным образом его футуристических мечтаний. Он искренне верил, что футуризм – это подлинное искусство пролетариата, и вскоре по приезде за океан Бурлюк сблизился с кружком пролетарских писателей в Северной Америке. В течение 1920-х вышло около 20 книг Бурлюка. На многих книгах Бурлюка, изданных в Америке, стоял гриф: «Д. Бурлюк. Поэт, художник, лектор. Отец российского футуризма».
Интересный факт: Давид Бурлюк встречал и сопровождал в поездках по стране приезжавших в Америку в середине 1920-х В. Маяковского и С. Есенина.
В начале 1930-х Бурлюк ещё продолжал литературно-издательскую деятельность. Он выпустил сборник-антологию, посвящённую «светлой памяти В. В. Маяковского»,– «Красная стрела» (1932), а также литературно-художественный сборник ассоциации «Русские пролетарские писатели, художники и артисты в Америке» – «Серп и молот» (1932). В издательской деятельности большой помощницей ему была жена Мария Никифоровна.
Продолжая заниматься литературой и живописью, издавал журнал «Цвет и рифма» со своими живописными работами, стихами, рецензиями. Здесь же, в Америке, состоялось более 30 выставок его картин.
Можно сказать, что судьба Давида Бурлюка как поэта и художника за границей сложилась достаточно удачно. В 1956 и 1965 годах Д. Бурлюк приезжал в Советский Союз. Встречавшийся с ним И. Эренбург в книге «Люди, годы, жизнь» написал в связи с этим так: «В Москву приехали американские туристы – Давид Бурлюк с женой. Бурлюк в Америке рисует, прилично зарабатывает, стал почтенным, благообразным...».
Умер Д. Д. Бурлюк в США 15 января 1967 года. Свой прах он завещал развеять над Атлантическим океаном. Несколько месяцев спустя он был избран почётным членом Американской академии искусств и словесности.
Поэзия Серебряного века русской литературы представлена в многочисленных сборниках, изданных в разные годы. Все они имеются в книжном фонде Центра чтения. В большинстве из них стихи Давида Бурлюка можно прочесть в разделе «футуризм».
Обращаем внимание читателей на уникальное издание «Русский футуризм и Давид Бурлюк, «отец русского футуризма», изданное Государственным Русским музеем Санкт-Петербурга. Это книга содержит статьи, посвящённые исследованию футуризма в изобразительном искусстве и Давиду Бурлюку, одной из ведущих фигур этого направления в России. Книга включает аннотированный и иллюстрированный каталог его произведений, имеющихся в Государственном Русском музее, в частных коллекциях и галереях Москвы, США, Канады, Франции, Германии. Большой интерес представляют воспоминания внучки Д. Бурлюка – Мэри Клер Бурлюк Холт. Заинтересованный читатель может ознакомиться с данным изданием в отделе литературы по искусству.
Материал подготовлен гл. библиотекарем Центра чтения В. В. Зориной
- 1525 просмотров