Литература русского зарубежья. ДАВИД БУРЛЮК

09.07.2022 | 1059 просмотра(ов)

Я памятник себе воздвиг в столетьях,

Работая и кистью и пером,

Пытаясь передать и чувства междометья,

И мощных мыслей бурелом.

 Д. Бурлюк

Девятого  июля   родился  Давид Давидович Бурлюк (1882-1967), русский поэт, художник,  один из основоположников футуризма. Его стихотворные строчки, вынесенные в эпиграф, на первый взгляд, не очень скромны. Но у «отца российского футуризма», одного из лидеров русского авангарда, поводов для гордости было более чем достаточно. Энергия Бурлюка, его организаторские способности и инициативность помогли становлению новой поэтической школы. Приверженцы футуризма (от лат. futurum – будущее) искали новые пути развития поэзии и искусства. Они призывали к ниспровержению всего старого, «истлевшего от моли» и созданию новой современной литературы, которая выражала бы изменяющуюся жизнь в её динамике грохочущего производства. При этом Д. Бурлюк единственным авторитетом объявлял природу и личность художника. К новому авангардному течению примкнули В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин, А. Кручёных и другие.      

К 1920-м годам футуристы, как и многие другие представители художественной культуры, были подвергнуты государственному давлению, цензуре и репрессиям, так как новая политика  партийного  руководства стремилась к подчинению творческой свободы всех представителей культуры.  

Давид Бурлюк известен не только как поэт, но в первую очередь как художник, учившийся  в Мюнхенской Королевской академии искусств и в Школе изящных искусств в Париже.  Небезуспешно принимал участие в художественных выставках в России и за границей. Теоретик искусства, лектор и оратор, всю жизнь Д. Бурлюк считал себя художником и поэтом в равной степени.

Родился Давид Бурлюк  на хуторе Семиротовщина Харьковский губернии в большой  казачьей семье. Помимо Давида в семье росли два брата и три сестры. В детстве один из братьев во время игры с игрушечной пушкой случайно лишил Давида глаза, из-за этого всю жизнь  ему пришлось  проходить со стеклянным левым глазом. С годами Бурлюк начал даже бравировать своей особенностью, придирчиво глядя на окружающих искусственным глазом через лорнет и утверждая, что именно эта травма подарила ему уникальный взгляд на вещи. К тому же он очень эксцентрично одевался, а также любил рисовать на лице, что казалось удивительным для многих,   странные рисунки...

Отец работал управляющим в разных имениях, поэтому семья часто переезжала с места на место, и Бурлюку пришлось учиться в гимназиях разных городов.

С десяти лет Давид не на шутку увлёкся живописью, а в 1898-1899 годах учился в Казанском и Одесском художественных училищах. Далее – в академиях искусств Мюнхена и Парижа.

В 1909-1910 годах вокруг Бурлюка объединились молодые поэты и художники – будущие футуристы. К этому времени относится и встреча Бурлюка с Маяковским – они вместе учились в Московском художественном училище живописи и ваяния.  Давид Бурлюк фактически раскрыл в Маяковском поэта и в дальнейшем всегда поддерживал его морально и материально. Великий пролетарский поэт называл Д. Бурлюка своим учителем.

Себя Д. Д. Бурлюк считал  поэтом с 1897 года, когда было написано его первое  стихотворение «Ты богиня средь храма прекрасного...»:

Ты богиня средь храма прекрасного,

Пред Тобою склоняются ниц. 

Я же нищий – толпа безучастная

Не заметит меня с колесниц.

Ты – богиня, и в пурпур, и в золото 

Облачён твой таинственный стан,

Из гранита изваянный молотом,

Там, где синий курит фимиам.

Я же нищий – у входа отрепьями,

Чуть прикрыв обнажённую грудь,

Овеваемый мрачными ветрами,

Я пойду в свой неведомый путь.

А первая серьёзная публикация состоялась в марте 1910 года, в сборнике «Студия импрессионистов», изданном в Санкт-Петербурге. После этого публикации пошли непрерывной чередой в сборниках: «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу», «Трое», «Требник троих», «Молоко кобылиц», «Весеннее контрагентство муз» и других. Ушёл в прошлое ХIХ век с его замедленным, спокойным ритмом. Наступило другое время. Мир менялся на глазах, открывая новые перспективы перед человеком, смотрящим в будущее. Все это отражалось в стихах представителей футуризма, считавших, что  на смену старому искусству пришло новое и оно должно спасти мир.

В эти же годы Бурлюк выступал с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма  в поэзии и кубизма в живописи.

В 1918-1919 годах уехал на Дальний Восток, организовал ряд своих  художественных выставок в Сибири. Из Владивостока в августе 1920 года переселился в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока, выступая с лекциями и занимаясь живописью. Здесь же  Давид Бурлюк был назначен придворным художником императора и стал культовой фигурой в современном искусстве. Именно он привёз в Японию фовизм, кубизм и прочие новомодные европейские веяния. Виды горы Фудзи, старинных храмов, портреты друзей и соседей, напоминали то Сезанна, то Руссо. Впечатления от жизни в Стране восходящего солнца послужили темой его книги стихов с собственными иллюстрациями «Восхождение на Фудзи-сан», сборника рассказов «По Тихому океану» и 26 новелл-зарисовок разных жанров «Ошима. Японский Декамерон».

В 1922 году переехал в США. Нью-Йорк предстал для Бурлюка материализованным образом его футуристических мечтаний. Он искренне верил, что футуризм – это подлинное искусство пролетариата, и вскоре по приезде за океан Бурлюк сблизился с кружком пролетарских писателей в Северной Америке.  В течение 1920-х вышло около 20 книг Бурлюка. На многих книгах Бурлюка, изданных в Америке, стоял гриф: «Д. Бурлюк. Поэт, художник, лектор. Отец российского футуризма».

Интересный факт: Давид Бурлюк встречал и сопровождал в поездках по стране приезжавших в Америку в середине 1920-х  В. Маяковского и  С. Есенина.

В начале 1930-х Бурлюк ещё продолжал литературно-издательскую деятельность. Он выпустил сборник-антологию, посвящённую «светлой памяти В. В. Маяковского»,– «Красная стрела» (1932), а также литературно-художественный сборник ассоциации «Русские пролетарские писатели, художники и артисты в Америке» – «Серп и молот» (1932). В издательской деятельности большой помощницей ему была жена Мария Никифоровна.

Продолжая  заниматься литературой и живописью,  издавал журнал «Цвет и рифма» со своими живописными работами, стихами, рецензиями. Здесь же, в Америке, состоялось более 30 выставок его картин.

Можно сказать, что судьба Давида Бурлюка как поэта и художника  за границей сложилась достаточно удачно. В 1956 и 1965 годах  Д. Бурлюк приезжал в Советский Союз. Встречавшийся с ним И. Эренбург в книге «Люди, годы, жизнь»  написал в связи с этим так: «В Москву приехали американские туристы – Давид Бурлюк с женой. Бурлюк в Америке рисует, прилично зарабатывает, стал почтенным, благообразным...».
 

Умер Д. Д. Бурлюк в США 15 января 1967 года. Свой прах он завещал развеять над Атлантическим океаном. Несколько месяцев спустя он был избран почётным членом Американской академии искусств и словесности.

Поэзия Серебряного века русской литературы представлена в многочисленных сборниках, изданных в разные годы. Все они имеются  в книжном фонде Центра чтения. В большинстве из них стихи Давида Бурлюка можно прочесть в разделе «футуризм».

Обращаем внимание читателей на уникальное издание «Русский футуризм и Давид Бурлюк, «отец русского футуризма», изданное Государственным Русским музеем Санкт-Петербурга. Это книга содержит статьи, посвящённые исследованию футуризма в изобразительном искусстве и Давиду Бурлюку, одной из ведущих фигур этого направления в России.  Книга включает аннотированный и иллюстрированный каталог его произведений, имеющихся в Государственном Русском музее, в частных коллекциях и галереях Москвы, США, Канады, Франции, Германии. Большой интерес представляют воспоминания внучки Д. Бурлюка – Мэри Клер Бурлюк Холт. Заинтересованный читатель может ознакомиться с данным изданием в отделе литературы по искусству.

Материал подготовлен гл. библиотекарем Центра чтения В. В. Зориной

 

Русский