ИНТЕРЕСНОЕ В ПРЕССЕ. Русская мозаика

20.06.2025 | 34 просмотра(ов)

Художественные изделия из камня всегда пользовались огромной популярностью. Красота камня ценилась издревле, и это не просто слова. Древние люди, начиная с самых первобытных времён, замечали и восхищались уникальным блеском, цветом, текстурой и, возможно, магическими свойствами камней. Но чтобы камни «зацвёли» как живые, нужен особый взгляд, твёрдая рука и чувство прекрасного. Об этом знали русские мастера. Об уникальной камнерезной технике – русской мозаике.

Этот особый метод обработки камня был разработан во второй половине XVIII века. Он позволял создавать тонкие пластины из камня, чаще всего малахита, которые соединялись на поверхности в единое целое, что производило впечатление монолитности поверхности изделия. Палитра малахита включала в себя множество оттенков: от бирюзового, изумрудно-зелёного, голубовато-зелёного до чёрно-зелёного.

Само по себе название малахит происходит от древнегреческого malakos, что обозначает мягкий и намекает на лёгкость обработки. Малахит – этот минерал, гордость российского зодчества и герой загадочных сказов о Хозяйке Медной горы. Ещё сто лет назад старики рассказывали про хранительницу, прекрасную зеленоглазую женщину в платье из «шёлкового малахита», которая зорко стережёт свои подземные сокровища. Некоторые утверждали, что малахит может сделать человека невидимым, а испивший из малахитовой чаши начинает понимать язык животных. Старинные предания резчиков записал для нас писатель Павел Бажов в сборнике сказов «Малахитовая шкатулка».

Вся история отечественного художественного малахита тесно связана с фамилией купцов Демидовых – Николая Никитича, затем его сыновей Павла и Анатолия, а позднее – их наследников. В XIX – начале XX века династия Демидовых была практически единственным поставщиком сырья для отечественных и зарубежных мастеров.

В конце 1820 года Россия становится лидером в производстве малахитовых изделий, основные центры которого сосредоточились в Петербурге и Екатеринбурге. В это время изделия из малахита, оправленные в золочёную бронзу, появляются в продаже, завоёвывают популярность и с легкостью вписываются в парадные интерьеры аристократического сословия.

О русской мозаике весь мир заговорил в 1851 году, когда Россия привезла на Всемирную торгово-промышленную выставку в Лондоне целый малахитовый кабинет графа А. Н. Демидова. Особенно лондонцев поразили его малахитовые двери. Люди отказывались поверить, что двери были сделаны из материала, который принято было считать драгоценностью. Но когда перед взором гостей представал сам малахитовый кабинет, то все теряли дар речи – от невообразимой роскоши и красоты. И было от чего: камин, письменный стол, кресла и стулья, часы – всё убранство кабинета было выполнено из малахита.

Русская мозаика удивляла и впечатляла своей тонкостью и изяществом. В своей работе русские мастера-камнерезы применяли особые приёмы, вызывающие ощущение волшебной трансформации материала. Пластинки для будущего изделия выпиливались тончайшие – 4-6 миллиметров в толщину. В узоре идеально сочетался цвет и тон, а благодаря шлифовке стыки выравнивались и не были видны. Подобным образом мастера умудрялись облицовывать не только прямые и ровные поверхности, но и округлые бока ваз, изгибы столешниц, колонны в залах. С помощью это техники были созданы изысканные и роскошные изделия, которые стали популярны как в России, так и за рубежом.

Сегодня уникальные предметы мировой художественной культуры русского искусства можно увидеть в разных уголках мира. Уральским малахитом украшены колонны алтаря Исаакиевского собора, Большого Кремлевского дворца в Москве, Малахитовый и Георгиевский залы Зимнего дворца, а также интерьер дома П. Н. Демидова на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге.

Красота камня была и остаётся объектом восхищения и интереса для настоящих ценителей изящных искусств. Изучение истории и культур, связанных с камнями, позволяет глубже понять мировоззрение и ценности наших предков, научиться ценить красоту и сакральность природного мира.

По материалам журнала «Чудеса и приключения» (№ 3/2025) информацию подготовила О. А. Алексеева, библиотекарь отдела периодических изданий.

 

Русский