ИНТЕРЕСНОЕ В ПРЕССЕ. «Неубиваемая» неваляшка. Игрушки в СССР были делом государственной важности

14.02.2025 | 67 просмотра(ов)

91 год назад, в январе 1934-го, Совнарком РСФСР утвердил Положение о Комитете по игрушке при Наркомпросе. Незадолго до этого, в 1932 году в Загорске (ныне Сергиев Посад) учредили Научно-экспериментальный институт игрушки, позже получивший статус Всесоюзного НИИ. Подобного не было нигде в мире. «Производство игрушек поставили на научную основу», – своим рассказом об игрушках советской поры еженедельнику «АиФ» (№ 1-2/2025) поделилась основатель и гендиректор Московского музея дизайна Александра Санькова.

В Институте работали психологи, педагоги, там была игротека, где дети могли брать любые игрушки, а специалисты наблюдали: что выбирают чаще, как ребёнок взаимодействует с предметом, что в нём может сломаться, какие детали надо изменить. Был даже отдел, где изучали звучание игрушек: как мишки должны рычать, а куклы говорить «мама».

Но важнее всего была воспитательная функция. Игрушки в СССР были одним из средств идеологической работы. Правильных советских граждан нельзя было вырастить без правильных игрушек.

Взять те же куклы. Вместо изящных, но однообразных красоток дореволюционного образца появились самые разные типажи: красноармейцы в будёновках, матросы и почтальоны, работницы в красных косынках... Когда вся страна следила за эпопеей челюскинцев в Арктике, ряды игрушек пополнили белые мишки. Когда в 1957 году в Москве проходил Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, вышла серия игрушек на тему интернациональной дружбы – куклы-негритята, куклы-азиаты. Когда Хрущёв съездил в США и «заболел» кукурузой, новогодние ёлки советских граждан украсили маленькие початки. СССР стал покорять космос – и космическая тема сразу нашла отражение в игрушках: фигурки Белки и Стрелки, пластмассовые космонавты-дутыши, ракеты всех форм и размеров.

А ещё, конечно, дети играли в войнушку – это была не просто забава, а, по сути, подготовка к службе в армии, к обороне от новых врагов. У каждого уважающего себя пацана были и пистолеты, и солдатики, и танки с пушками – из металла, как настоящие. В СССР было много металлических игрушек, потому что ценилась долговечность. Считалось, что игрушку можно купить один раз, играть ею всё детство, а потом передать детям и внукам.

Многие советские игрушки были «неубиваемыми» и потому, что их делали на оборонных предприятиях. Миниатюрные копии боевой техники производил, например, Тульский патронный завод. На игрушечной сковородке – побочной продукции другого завода – можно было и в самом деле пожарить яичницу. Настоящая школа будущих домохозяек…

А металлические конструкторы с настоящими винтиками, болтами и гайками? Это уже была школа будущих инженеров. Может, как раз оттого, что сегодня такими почти не играют, в России и возник дефицит инженерных кадров?

А ведь интерес к будущей профессии закладывается в детстве. И у игрушек тут огромная роль. Советские мальчишки играли в космонавтов, пожарных, водителей, строителей – был, например, чудесный набор «Архитектор». Девочки играли не просто с куклой, а с куклой-учительницей, куклой-врачом – и для этого выпускался набор «Кукольный доктор». Это современная Барби просто сидит в кукольном доме и примеряет наряды, а тогда каждая кукла должна была делать что-то полезное. Дети понимали, что все должны иметь профессию, все должны работать. По словам А. Саньковой, главный изъян западной игрушки в том, что она настраивает девочек не на заботливое материнство, а на потребление. «В образе Барби девочка представляет себя. Вот она выросла, вот у неё появился красивый муж Кен. Вот они купили большой дом, купили по шикарной машине, купили кучу одежды. Так с детства воспитывается потребительство. Ребёнку внушают: есть деньги – будешь иметь всё, нет – будешь неудачником… А у советских детей был малыш-голыш, к которому не прилагалось вообще ничего! Хочешь – сшей ему сам одежду, хочешь – построй своими руками домик. Это была осознанная парадигма: желаешь чего-то добиться – трудись, придумывай, созидай.

Перечислить все любимые советскими детьми игрушки невозможно. У кого-то это была железная дорога, у кого-то – педальная машина, одна из самых дорогих игрушек в СССР. Маленький, но почти «всамделишный» «Москвич» стоил около 30 рублей... Пластмассовый крокодил Гена стоил, конечно, на порядок дешевле, но и он был всеобщим любимцем, что очень удивляло иностранцев – не могли они взять в толк, как нормальный ребёнок может играть с крокодилом? Опять «загадочная русская душа»…

Соперничать с Геной в популярности могла разве что неваляшка – настоящая легенда советского «игрушкостроения». Неваляшка тоже дитя оборонки, её выпускал и до сих пор выпускает Тамбовский пороховой завод. Говорят, что диаметр шаров, из которых состоит тело неваляшки, даже совпадал поначалу с самым ходовым калибром снарядов – 122 мм: на случай, если игрушечную линию придётся переоборудовать под выпуск боеприпасов…

«Неваляшку вообще можно назвать символом России: сколько ни пытаются её завалить, она всегда поднимается, – философски замечает Александра Санькова и добавляет, – причём прообразом неваляшки стал другой наш национальный символ – матрёшка. Такая вот преемственность».

 

Материал подготовила заведующая отделом периодических изданий С. Д. Шакирова

 

Русский