ВЕРНИСАЖНЫЕ ЗАРИСОВКИ. Марийская свадьба в творчестве художников. Юрий Белков и Юрий Таныгин

08.01.2025 | 33 просмотра(ов)

Мы продолжаем серию зарисовок, посвящённых воплощению свадебного обряда народа мари в творчестве художников не только нашего края, но и соседних регионов.

Белков Юрий Сергеевич (1924-2014), живописец, уроженец Вологодской области, участник Великой Отечественной войны, является автором яркого полотна «На марийской свадьбе» (1992-1998). Картина пронизана праздничной, радостной атмосферой. Под стать этому и тёплый солнечный день, пора золотой осени.

Улыбающиеся лица танцующих женщин в национальных марийских костюмах, яркие цветастые платки, играющие на волынке (шÿвыр) и барабане (тÿмыр) музыканты, юноши с обрядовыми плетками в руках – всё это приметы свадебного обряда. Свадебная плётка (сÿ́ан лупш) с разноцветными лентами и колокольчиками была обязательным атрибутом дружка (саву́ша) жениха. Он избирался из близких друзей, им мог быть и его младший брат. Савуш следил за порядком, соблюдением свадебных обычаев, давал команды для музыкального сопровождения обрядовых действий. Через плечо ему перевязывали белое длинное полотенце, на конце которого пришивали колокольчики. 

На картине мы видим и молодожёнов, которые вышли на крыльцо деревенского дома. Обращает на себя внимание их одежда: если невеста изображена в типичном светском свадебном наряде, то под пиджаком жениха видна народная рубаха с вышитым воротником.

На картине Юрия Белкова изображена свадьба Моркинско-Звениговской подгруппы марийцев. Самыми интересными для свадебного обряда этого района являются танцы юношей с хлыстами (танец дружек), отличающиеся особым темпераментом, фантазией и импровизацией. Помахивая плёткой над своей головой во время плясок, савуш отгонял злых духов. Также любимым является танец женщин с раскрытыми платками, напоминающий полёт пёстрых бабочек или каких-то фантастических птиц, что придает ему необычайную колоритность.

Одной из знаковых в творчестве художника-этнофутуриста Юрия Ивановича Таныгина (1963 г. р.), ныне проживающего в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра, является картина «На женитьбу» (1998).

На золотисто-красной птице, увенчанной дугой с колокольчиком, едет жених на свою свадьбу. Возможно, это некий герой – Кугурак, повелитель водной, воздушной и земной стихий. Образ нарядной яркой птицы с алыми утиными лапами, которая шагает по земле, но в то же время может взмахнуть своими крыльями и улететь, трактуется как птица счастья и привносит в картину праздничный настрой. Кроме того, птица является одновременно мощным оберегом этого счастья от злых сил. Семь перьев в её хвосте – это семь дней недели. Птица идёт огромными шагами через овраги, из одной деревни в другую, но движется она не столько в пространстве, сколько во времени.

Величие птицы подчёркивается её размерами и всем окружением.

Особое значение имеет в картине образ солнца. У марийцев солнце отождествлялось с Великим белым богом Ош Кугу Юмо. По небу плывут облака, напоминающие в своих очертаниях перья птиц. А жёлтые круги, как драгоценные монеты, падают на землю. Ритмически размещённые фигуры женщин в одеждах национальных цветов и с конусообразными головными уборами (шымакш) органично переходят в линию горизонта, представляющего изображение леса.

Картина Юрия Таныгина «На женитьбу» во многом биографична: через несколько месяцев после её написания художник сыграл свадьбу.

 

Литература:

Колчева, Э. М. Реки Вселенной: неомифологизм в творчестве марийских художников. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2010. – 71 с.

Прокушев, Г. И. Этюды о художниках Марий Эл / Г. Прокушев. – Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, 2003. – 359 с.

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

Русский