ВЕРНИСАЖНЫЕ ЗАРИСОВКИ. Марийская свадьба в творчестве художников. Алексей Бутов и Николай Токтаулов

13.11.2024 | 66 просмотра(ов)

Мы продолжаем серию зарисовок, посвящённых воплощению свадебного обряда народа мари в творчестве художников не только нашего края, но и соседних регионов.   

Одной из лучших работ Алексея Ивановича Бутова (1935-1993), уроженца Орловской области, является картина «Молодые» (1974). Молодожёны изображены на высоком берегу, на фоне бескрайних волжских просторов. Особое внимание привлекает образ невесты, сдержанной, с одухотворённым лицом. Она в белом платье и длинной, развевающейся на ветру прозрачной фате. Её высокая и стройная фигура контрастирует с низенькой старушкой в марийском национальном костюме, с гуслями. Молчаливая клятва в верности и преданности молодожёнов трогает сердце. Картина многоассоциативна. Здесь не только утверждение жизни, но и раздумье о ней. Ведь жениха и невесту, сосредоточенных и предельно серьёзных, сопровождает только старушка-мать. Это заставляет задуматься о сиротстве, выпавшем на долю новобрачных (и не их одних), о гибели отцов на фронтах Великой Отечественной войны, не доживших до свадеб своих детей. Однако в картине преобладает оптимистическое начало, вытесняющее настроение грусти. Этому способствует и неслышный диалог героев с природой, которая кажется торжественно величавой и спокойной.  Пейзаж определяет поэтическое содержание полотна, его романтическую приподнятость.

Самой значительной работой художника Николая Васильевича Токтаулова (1949 г.р.) является многофигурная композиция «Время свадеб» (1979-1980).

Действие происходит в многолюдной марийской деревне. Стоит тёплый осенний день, собран урожай, смётано в стога сено. Свадебная процессия с песнями и пляской движется по песчаной дорожке. На картине марийский свадебный обряд получил современную интерпретацию. Свита молодых, музыканты и сваты разыгрывают представление, лишь слегка напоминающее старинный обряд. Не стеснённые обычаями старины, юноши и девушки ведут себя свободно. Они в центре внимания, несут с собой мир музыки, песен и юношеского задора. Жених в чёрном костюме, невеста в белом платье с фатой. Среди деревенской молодёжи много студентов, одетых по-городскому. Лишь родители, музыканты и группа танцующих девушек – в национальных костюмах. Разнообразие нарядов придаёт свадебной процессии красочность и торжественность. При всей кажущейся разбросанности они объединяются в отдельные группы, подчиняясь единому ритму. У ворот дома, за золотистым лугом и рекой, молодых и их свиту встречают хлебом-солью родные. Здесь же собрались жители деревни, вездесущие ребятишки. Кроме них изображены и занятые своими делами сельчане: мужчины за столом соседского двора, ребятишки, идущие купаться и с удочками на берегу речки, женщина, пасущая коз. На полотне присутствуют более 70 персонажей. Несмотря на многочисленную композицию, действие словно замерло в стоп-кадре: всё спокойно и статично. Золотистый колорит придаёт картине особую привлекательность, усиливает романтический настрой повествования и торжественность свадебного обряда.

 

Литература:

Изобразительное искусство Марийской ССР. – Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, 1992. – 257 с.

Прокушев, Г. И. О некоторых особенностях сюжетно-тематической картины А. Бутова // Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 8 : Проблемы творчества художников Марийской АССР на современном этапе : сб. ст.Йошкар-Ола, 1989. – С. 28-41.

Прокушев, Г. И. Этюды о художниках Марий Эл / Г. Прокушев. – Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, 2003. – 359 с.

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

 

Русский