Принято считать, что Средневековье – тёмные века, когда власть над умами крепко держала в своих руках Церковь, когда не было в мире места человеку умному, сомневающемуся, когда образование и просвещение ничего не значили, и все только уважали силу. Сегодня историки иначе смотрят на это время, иначе оценивают события и людей, живших в те тёмные века. Оказывается, были и тогда мыслящие, неординарные, творческие личности, чьи имена навечно остались в памяти человечества.
Ирина Опимах в журнале «Смена» рассказала читателям об одной из них – монахине-бенедиктинке Хильдегарде Бингенской – философе, целительнице, композиторе, лингвисте и удивительной, немного наивной, но очень яркой художнице.
Хильдегарда родилась 16 сентября 1098 года в Бермерсхайме, графстве Спонхейм (Германия). Это было сложное, противоречивое время. Европа бурлила в ожидании суровых испытаний. Тремя годами ранее в кафедральном соборе Клермона прозвучал глас Папы Римского Урбана II, который призывал христиан помочь единоверцам на Востоке и отвоевать Гроб Господень у мусульман. Люди, приезжавшие с Востока, рассказывали, что воины ислама жестоки и безжалостны, убивают христиан – мужчин и женщин, детей и стариков.
Это было и время необыкновенной жертвенности, готовности отдать жизнь за Веру. Вера помогала преодолевать все испытания и лишения, встречавшиеся на пути в Иерусалим. Взлёт духа способствовал строительству новых храмов, основанию новых монастырей и их расцвету, а так же рождению новых религиозных орденов.
Хильдегарда была десятым ребёнком в семье. Вначале девочка ничем не отличалась от остальных детей, но вскоре она начала удивлять всех своими видениями, которые посещали её. О некоторых из них она рассказывала. Так, например, в пять лет она увидела телёночка внутри коровы, он был беленький, с пятнышками на лбу и спинке. Когда телёнок родился, он полностью соответствовал описанию девочки.
По обычаям того времени Хильдегарда должна была уйти в монастырь. В 7 лет родители отдали её на воспитание юной Ютте, дочери графа фон Шпонхайма, жившей монахиней в монастыре. Бенедиктовские монастыри в ту эпоху – главные очаги просвещения и знаний. Монахами, как правило, становились дети богатых аристократических семейств, которые давали щедрые пожертвования. Многие бенедиктинцы становились выдающимися учёными, философами, богословами. При монастырях организовывались библиотеки, школы, ярмарки, госпитали, гостиницы для паломников. Бенедиктинские монастыри в те времена были культурными центрами.
Монахиня Ютта преподавала своим ученицам самые разные науки: грамматику, логику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, гармонию, музыку. После смерти Ютты монахини выбрали аббатисой её самую лучшую ученицу – Хильдегарду, которая уже приняла постриг. В 42 года Хильдегарда ощутила силу тайн, сокровенных вещей и восхитительных видений, посещавших её с самого юного возраста. Она начала записывать свои видения, и в результате родилась первая её книга «Познай пути Господни». Она работала над ней 10 лет, сама иллюстрировала, в результате чего рождались удивительные картины, в которых мы видим мир Средневековья. В третьей её книге, хранящейся в государственной библиотеке в Лукке, есть 10 прекрасных миниатюр. На одной из них она изображает саму себя – её лицо обращено вверх, и оттуда на неё падают потоки огня. Среди её картин есть и символическое изображение Вселенной, и человек, очень похожий на Витрувианского человека Леонардо да Винчи. Человек гармоничный, в гармонии с самим собой и с миром, в котором он живёт. Задолго до эпохи Возрождения Хильдегарда учила, что человек – это микрокосмос, в котором выразилась вся мощь и слава Творца.
Около 1150 года Хильдегарда вместе со своими последовательницами-монахинями основала свой монастырь – Рупертсберг. Она проявляла большую любовь и заботу, по отношению к своим подопечным: провела воду в монастырь, заботилась о здоровье монахинь, занималась медициной (выращивала лечебные растения, составляла смеси из растений и камней, лечила тех, кто обращался за помощью). Хильдегарда писала серьёзные научные труды. Она автор трактатов по медицине и траволечению, по истории, космологии. Её произведения: «Книга о внутренней сущности различных природных созданий», «Книга о простой медицине» и «Книга об искусстве исцеления», где есть сведения и советы, не потерявшие смысла до сих пор. Хильдегарда полагала, что человека следует рассматривать как нечто целое, в совокупности физической, психической и душевной сфер. Она была уверена, что сначала выздоравливает душа, а за ней и тело. Хильдегарда предостерегала, если человек не перестанет уничтожать природу, она обратит свои силы против людей.
Эта необычная монахиня сочиняла музыку, её мелодии, несущие в душу покой и красоту, и сегодня исполняют ансамбли старинной музыки. Среди написанных драм сохранилась её пьеса о борьбе за душу человеческую между 16 добродетелями и дьяволом – «Действо о добродетелях».
Хильдегарду волновали тайны языка, и после некоторых размышлений она придумала свой язык – «язык незнаемый», Lingvaignota. Это был особый алфавит, сотни слов за столетие до первых искусственных языков.
Она переписывалась как с простыми монахами, так и с самыми высокородными и даже с монархами, так известна её переписка с самим Фридрихом Барбароссой, королём Германии, императором Священной Римской империи. Сохранилось около 400 её писем.
Эту удивительную женщину помнят и сегодня, через много столетий после её ухода. Каждый год 17 сентября по улицам городка Айбингена, где она тоже в своё время основала монастырь, и где сегодня находится центр её почитания, проносят в золотой раке останки Хильдегарды. О ней снимают фильмы, её именем назван астероид. В 2012 году она была канонизирована, ей был присвоен титул Учителя Церкви. Людей, получивших это высокое звание, только 36, и среди них всего 4 женщины. Хильдегарде удалось обогнать своё время на несколько веков.
Подробнее обо всём читайте в девятом номере журнала «Смена» за 2024 год.
Информацию подготовила О. В. Аралова, ведущий библиотекарь отдела периодических изданий
- 96 просмотров