У марийского народа, как и любого другого, есть свои свадебные традиции и обычаи, многие из которых соблюдаются и в наши дни. Свадебный обряд народа мари является одним из любимых сюжетов в творчестве художников не только нашего края, но и соседних регионов.
Серию зарисовок, посвящённых воплощению образов марийской свадьбы, мы начинаем с работ известного русского живописца, графика и скульптора Николая Ивановича Фешина (1881-1955).
Лето 1908 года Николай Фешин провёл в марийской деревне Липша, там и возникла задумка изобразить кульминацию свадебного обычая черемисов – увоз невесты из родительского дома. В фондах Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса имеется два сюжетно различных эскиза художника к картине «Черемисская свадьба».
На эскизах изображены люди в марийской национальной одежде. Сами молодожёны, предположительно, уже находятся в свадебной повозке. На одном эскизе в центре композиции изображены два музыканта, которые играют на барабане и волынке. Шÿвырзо (волынщик) и тÿмырзо (барабанщик) с древнейших времён были обязательными участниками свадебного ритуала и пользовались большим уважением. Своим искусством они оказывали особое эмоционально-психологическое воздействие на слушателей, поэтому им приписывали сверхъестественную силу. Во время свадьбы на волынке исполняли мелодию, под которую молодожёны ели ритуальную пищу. Присутствие шÿвыра на свадьбе служило гарантией того, что невеста будет ограждена от сглаза и порчи. Тÿмыр – марийский народный ударный музыкальный инструмент, род двустороннего барабана, использовался для ритмического сопровождения свадебных песен и танцев.
На другом эскизе изображён разгар марийского свадебного празднества. Центром композиции здесь также являются два музыканта – волынщик и трубач. Трубач играет на музыкальном духовом инструменте пуч (рог). Пуч имел ритуальное значение, его использовали во время обрядовых праздников, на охоте, на нём играли девушки, оповещающие о предстоящем замужестве.
В фондах Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан также есть небольшой эскизный рисунок Николая Фешина к картине «Черемисская свадьба».
О картине Николая Фешина «Черемисская свадьба» в последние годы написано много исследований. Это, пожалуй, единственная его работа, которая вызывает споры у искусствоведов. До начала XX века судьба картины и её местоположение не были точно известны. Кстати, репродукцию картины поклонники художника могут приобрести на популярном российском «ягодном» маркетплейсе.
На весенней академической выставке 1909 года «Черемисская свадьба» была удостоена первой премии имени Архипа Куинджи. В 1910 году картину отправили на выставку в Мюнхен (Германия), а в 1911 году – в Питтсбург (США), где её приобрёл американский бизнесмен и коллекционер. В последующие годы «Черемисская свадьба» сменила нескольких владельцев. В 1975 году её принесли в дар Национальному музею ковбоев и западного наследия в городе Оклахоме. 1 ноября 2011 года на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке «Черемисская свадьба» была продана частному российскому коллекционеру.
На картине изображена большая группа людей в ярких национальных костюмах. Это жители деревни, от мала до велика, которые стали участниками обряда увоза невесты. Можно различить около пятидесяти действующих лиц. Главного персонажа в картине выделить невозможно. В «Черемисской свадьбе» каждый герой представлен не как самостоятельный образ, а как неотделимая часть общего действа. Объёмные фигуры загораживают друг друга, причём иногда дальние перекрывают ближние, и возникает ощущение, что количество участвующих в действии близится к бесконечности. Несмотря на то, что каждое лицо на картине обладает индивидуальными характеристиками, они сливаются в единое целое. Яркие пятна, теснота и монолитность расположения персонажей, отказ от воздушной перспективы – в результате кажется, что перед нами красочный узорный ковёр. Фешин создал эффект вибрации живописной массы, что производит впечатление движения.
В центре картины – невеста в традиционной одежде. Лицо её закрыто платком, в руках она держит икону. По правую сторону от девушки стоит смеющаяся сваха в красном платке, а за ней – многочисленные зрители, родственники и музыканты.
Невесту подводят к повозке, жених уже сидит на козлах и готов править лошадьми на пути к своему дому. Одну из лошадей, которые запряжены в телегу, придерживает мужчина, который словно выходит за пределы картины – на зрителя. На нём традиционный кафтан, перевязанный через плечо праздничным полотенцем. Этот персонаж притягивает к себе взгляд зрителей, поскольку диагональ повязанного через его плечо белого полотенца нарушает вертикальный ритм светлых пятен и акцентирует мотив движения: часть его руки срезана холстом, следующим шагом он выведет лошадь за холст. Ближе к зрителю художник разместил обрезанное рамой изображение молодой женщины с ребёнком на руках. На переднем плане мы видим обернувшуюся назад девочку.
Картина Николая Фешина «Черемисская свадьба» полна контрастов: яркий праздник и серый, унылый пейзаж, подчёркнуто некрасивые лица и при этом необузданная, первозданная красота происходящего, сплав разудалого веселья и мрачной, почти отчаянной решимости, заметной в отдельных персонажах, сплав радости и тоски.
Информация подготовлена на основе информации из открытых источников библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной
- 154 просмотра