ДЕКАДА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Педагогические идеи В. Ф. Одоевского

27.08.2024 | 148 просмотра(ов)

Каждый, наверное, читал в детстве «Городок в табакерке» и помнит этот странный мир, где живут мальчики-колокольчики, их «тюкают» дядьки-молоточки, ворочается с боку на бок валик… Обычно памятью о детской книжке с причудливыми картинками, да ещё воспоминанием о Морозе Ивановиче из учебника «Родная речь» (сказка про Ленивицу и Рукодельницу) и заканчиваются наши воспоминания об авторе этих сказок, князе Владимире Фёдоровиче Одоевском (1804-1869). 

Значительно меньше мы знаем о других сторонах творчества этого выдающегося российского мыслителя и просветителя. Он обогатил и во многом предвосхитил развитие многих направлений культуры, обосновал модель общего образования школы ХХI века.

Последний потомок древнего княжеского рода Рюриковичей (происходил по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича), Владимир Фёдорович окончил Московский университетский благородный пансион, где учились многие будущие русские писатели и декабристы.

Уже в юные годы (в 1823 году) В. Ф. Одоевский организовал и возглавил «Общество любомудрия» – философский кружок, объединивший многих талантливых и благородных людей, обеспокоенных судьбой Отечества и поисками истины. В его литературно-музыкальной гостиной (уже в Петербурге, куда он переехал из Москвы в 1826 году) собирались лучшие представители русской интеллигенции: Пушкин, Вяземский, Гоголь, Лермонтов...

Очень плодотворно трудился В. Ф. Одоевский на ниве образования. Князь был одним из организаторов Общества посещения бедных, занимавшегося устройством детских приютов, школ и больниц.

Цель учреждений данного вида состояла в том, чтобы приютить ребёнка на время дневной работы родителей, а также содействовать его физическому, нравственному и умственному развитию. В. Ф. Одоевский, несмотря на свое аристократическое происхождение, не делал различия в воспитании детей разных сословий, за что современники называли его князем-демократом.

Он был консультантом по педагогическим вопросам и членом Учёного совета при Министерстве государственных имуществ. Этим передовым ведомством при его деятельном участии для детей государственных крестьян за пятнадцать лет было открыто более 2 600 школ. 

В 1846 году Одоевский был назначен помощником директора Императорской Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. В библиотеке Владимир Фёдорович развернул бурную деятельность. При нём было отменено ограничение на число выдаваемых читателю книг, введены «требовательные карточки», на которых в случае невыдачи книги библиотекари должны были помечать причины отказа. В это же время Одоевский сотрудничал с журналом «Отечественные записки».  

Вклад Одоевского в российскую педагогику намного значительнее и многограннее его непосредственной педагогической деятельности. Его концепция являлась своего рода матрицей для развития отечественного образования ХIХ – начала ХХI века, из неё вышли все последующие направления российской педагогической мысли.

Основной категорией педагогики для В. Ф. Одоевского, безусловно, являлось воспитание. Центральная идея состояла в духовно-нравственном воспитании юной личности в сочетании с воспитанием гражданственности. Главная задача нового воспитания, по мысли В. Ф. Одоевского, – научить ребёнка «быть человеком», сделать его гражданином, развить его душу. Он считал, что на первый план необходимо вывести не ценность знания, а ценность человека («школа для человека, а не человек для школы»).

В соответствии с этим им была выдвинута и обоснована перспективная модель школы, которая включала в себя следующие ценности и приоритеты:

- система российского образования носит демократический характер, в ней должны реализовываться принципы всеобщего бесплатного обязательного образования, приоритетно необходимо создание сельской начальной школы;

- начальная школа должна быть народной и соответствовать потребностям русской жизни («возникать из русского быта и начинаться с понятий, известных русским людям»);

- школа должна быть общеобразовательной и направленной на осуществление «системного» образования, важна «одновременность в преподавании разных наук, чтоб одна объясняла другую».

Идеи, сформулированные В. Ф. Одоевским, во многом созвучны с современной проблематикой гуманизации образования: связь обучения с жизнью; истинное образование детей на основе прогрессивных научных знаний; всестороннее и внимательное изучение психологии детей различного возраста и др.

По правомерному выражению исследователя творчества В. Ф. Одоевского В. И. Сахарова, «он выдвигал такие смелые гипотезы, так далеко предвидел будущее, что оказался непонятым своими современниками. Этот удивительный человек начинал задумываться над проблемами, тогда лишь еле брезжившими, едва намеченными, а сегодня подступившими к нам вплотную».

Значит ли это, что «несвоевременные», не понравившиеся тогда обществу мысли Одоевского канули в бездонный колодец прошлого, стали историей? Сам писатель думал иначе: «Мысль, которую я посеял сегодня, взойдет завтра, через год, через тысячу лет».

В футурологическом творчестве В. Ф. Одоевского особенно пленяет его социальный оптимизм. В утопии «4338-й год. Петербургские письма», написанной им в 1838 году, то есть за 2500 лет до описываемых событий, Россия предстает «центром русского полушария и всемирного просвещения».

По вдохновляющему прогнозу мыслителя, «все менее просвещенные и образованные государства к этому времени давно обанкротились и исчезли с мировой арены: о Германии вспоминают только в связи с Гёте, англичане распродали свои острова и побираются по всему миру. Америка полностью разорилась и оставляет самое жалкое впечатление. Только две страны доминируют в мире – Россия и идущий в ее фарватере Китай».

Характерно, что эти письма из будущего пишет китайский студент, находящийся в Санкт-Петербурге, своему другу в Китай. В них Одоевский рисует российское государство, социальная иерархия в котором определяется степенью учёности.

Удивительны прозрения Одоевского, связанные с будущей информационной культурой: «Настанет время, когда книги будут писаться слогом телеграфических депешей. Типографии будут употребляться лишь для газет и для визитных карточек; переписка заменится электрическим разговором; учебные книги заменятся публичными лекциями. Новому труженику науки будет предстоять труд немалый: поутру облетать (тогда вместо извозчиков будут аэростаты) с десяток лекций, прочесть до двадцати газет и столько же книжек, но главное дело будет: отучить ум от усталости, приучить его переходить мгновенно от одного предмета к другому. Будет приискана математическая формула для того, чтобы в огромной книге нападать именно на ту страницу, которая нужна».

Литературно-педагогическое наследие выдающегося гуманиста и просветителя В. Ф. Одоевского определило ведущие направления становления и развития гуманистической педагогики в России в последующие эпохи. Уникальность личности В. Ф. Одоевского также стала основанием для утверждения образца энциклопедически образованного, нравственно развитого и социально активного человека.

В фондах Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна есть книги В. Ф. Одоевского, а также литература о его жизни и творчестве. Приходите, берите, читайте! 

 

Материал подготовила на основе информации из открытых источников заведующая отделом социально-экономической литературы С. П. Колчина

Русский