Седьмой номер за текущий год журнал «Мир музея» посвятил белокаменной Руси. Белый камень – удивительный материал, «застывшее море», он состоит из остатков морских организмов, и если присмотреться, то можно их увидеть. Вниманию читателей предлагается целая россыпь шедевров, созданных русскими зодчими на протяжении веков. Каждая древняя церковь или собор – это музейный экспонат, шедевр и артефакт; а их совокупность превращает наши города в музеи под открытым небом.
Большая часть публикаций в журнале посвящена Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. О его новых проектах можно узнать из интервью Олега Рыжкова – заместителя генерального директора по научной работе. В середине 1950-х годов было принято решение: Суздаль будет городом-музеем. В этом году город отмечает своё тысячелетие. За десять лет до намеченной даты начались активная подготовка к празднику. Была проведена огромная работа – модернизация сетей, социальной инфраструктуры, дорог, освещения, реставрации.
Совместно с музеями Московского Кремля Суздаль открыл выставку «Русский Феникс. Суздальская земля». Она посвящена многовековой истории Суздаля, знавшего как времена небывалого расцвета, так и периоды разорения, после которых город и земля неизменно возрождались, подобно легендарной птице Феникс. Среди древних памятников, представленных на выставке, можно увидеть шедевры иконописи и ювелирного искусства, западноевропейское оружие и белокаменные рельефы, богослужебные облачения и произведения лицевого шитья. Экспозиция же начинается с произведений XI-XIII столетий – золотого века Великого княжества Владимирского. Её открывает выдающийся памятник – южные златые врата суздальского собора Рождества Богородицы. Створы врат состояли из деревянной основы (позже заменённой железом), обитой медными листами. Все детали врат украшены изображениями, выполненными способом золотой наводки, когда на чёрных медных пластинах процарапывался рисунок, заполнявшийся золотом, растворённым в ртути. При нагревании происходила реакция восстановления золота, которое прочно спаивалось с поверхностью пластины. Такой приём, распространённый в средневековой Северной Европе, пришёл из Византии. Суздальские врата изготовили на территории Руси, это древнейший памятник подобного рода.
На протяжении столетий Суздаль был центром собирания русских земель. Со временем эта роль перешла Москве – прямой наследнице древнего княжества. На выставке целый раздел посвящён видным историческим деятелям – Василию Ивановичу Шуйскому, последнему Рюриковичу на русском престоле, и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, герою Смутного времени и спасителю Отечества. Завершает выставку икона Богоматери Владимирской второй четверти XVII века. Она символически объединяет все ключевые события тысячелетней истории Суздаля: перенесение центра русских земель из Киева на северо-восток Руси, преемственность от Византии, становление Суздальской земли как особого «удела Богоматери» – ядра, вокруг которого собрана воедино Россия.
Если строения из камня переживают века, то с деревянным зодчеством всё намного сложнее. В Суздале продолжается работа по созданию музея деревянного зодчества. В планах – создание научно обоснованных реплик старинных деревянных построек и далее – демонстрация плотницких технологий на примере реставрации объектов.
Своё экспертное мнение о древнерусской архитектуре и в частности о белокаменных произведениях зодчих XII - начала XIII века, сохранившихся во Владимире и Суздале, на страницах журнала оставила Юлия Ратомская.
Все тексты в журнале сопровождаются цветными фотографиями, которые прекрасно дополняют и помогают более полно раскрыть предлагаемый материал.
Информацию подготовила Н. М. Черных, библиотекарь отдела периодических изданий
- 127 просмотров