ИНТЕРЕСНОЕ В ПРЕССЕ. Изумрудное безумие

05.07.2024 | 163 просмотра(ов)

«Она убивала каждого, кто близко имел с ней дело. Но беда состояла в том, что миллионы страстно жаждали обладать этой роковой красотой, потому число её жертв исчислялось десятками тысяч». Марьяна Вовк в журнале «Чудеса и приключения» рассказывает читателям об  истории парижской зелени и влиянии её на людей.

В 1778 году немецкий химик Карл Вильгельм Шееле изобрёл краситель, позволяющий легко получать умопомрачительные оттенки. В основе открытого Шееле зелёного пигмента лежали раствор зелёного купороса, белый мышьяк и калий. «Чудесное» сочетание очень ядовитых веществ. Оно давало необыкновенно яркий и восхитительный зелёный цвет, который в те времена получить с помощью какого-либо другого известного пигмента было просто невозможно. В 1814 году был синтезирован ещё более яркий оттенок зелени – «изумруд». Европа сошла с ума от этой новой изумрудной красоты. Парижской зеленью начали окрашивать одежду, аксессуары, обои, игрушки, шторы, ковры, конфеты и ликёры. Среди картин викторианской эпохи много портретов в зелёных платьях. Считалось, что позировать в зелёных платьях – значит позировать в чём-то очень модном и красивом. Но модели с портретов были облачены в ядовитую одежду, которая, возможно, впоследствии стала причиной их смерти. О смертельной опасности парижской зелени узнали лишь ближе к концу XIX века. Дамы обожали изумрудные платья ещё и потому, что те невероятно красиво, таинственно и романтично переливались в свете газовых светильников.

Во Франции Наполеон в период своего правления ввёл моду на «зелёный цвет Империи». На портретах тех времён император позирует в зелёном мундире. В его изгнании, на острове Эльба, а потом на острове Святой Елены, ядовитые пигменты парижской зелени содержали ковры, обивка мебели, драпировки, одежда, картины. После смерти Наполеона у него в организме, в волосах и под ногтями обнаружилось огромное количество мышьяка, в связи с чем возникла версия, что императора долго и сознательно травили злые недруги. Но, быть может, он сам себя отравил, окружив со всех сторон любимым зелёным цветом? Кстати, влажный климат способствовал испарениям парижской зелени.

Одной из жертв «красоты» едва не стал французский художник, яркий представитель постимпрессионизма Поль Сезанн. Он обожал писать пейзажи с натуры, пытаясь уловить свежесть момента и яркость природы. И парижская зелень очень ему в этом помогала. Ядовитый пигмент присутствовал в красках художника, а потому его картины были полны жизни. После таких шедевров Сезанн плохо себя чувствовал. У него болела голова, случалось головокружение, мучила тошнота. Это были признаки отравления мышьяком. Но Сезанна спасло то, что он работал в проветриваемом помещении, где ядовитые испарения частично рассеивались.

Сам изобретатель ядовитой краски Карл Вильгельм Шееле умер рано от отравления токсическими веществами. Но больше всего умерло от отравления парижской зеленью простых людей. Они, работая на вредных предприятиях и создавая красоту,  вдыхали каждый день ядовитые испарения. Печальна история девушки Матильды Шойер. В 1861 году она работала на одном из предприятий, красила парижской зеленью цветочные украшения для волос. И была настолько ею отравлена, что у неё позеленели белки глаз, её рвало сплошным зелёным, всё она видела сплошь в зелёном цвете, её мучили жуткие галлюцинации. Этой несчастной жертве зелёного яда не исполнилось и 20 лет.

Почему королева Англии Виктория, любительница зелёных платьев, прожила долгую жизнь? Когда мир узнал о платьях-убийцах и почему развилась хромофобия по обе стороны земного шара?

Ответить на эти вопросы поможет журнал «Чудеса и приключения» №6 за 2024 год. Читайте любимый журнал в отделе периодических изданий библиотеки!

 

Информация подготовлена библиотекарем отдела периодических изданий О. В. Араловой

 

Русский