ИНТЕРЕСНОЕ В ПРЕССЕ. Болонская система у нас больше не работает

21.06.2024 | 134 просмотра(ов)

Статья кандидата экономических наук, профессора Михаила Гаврилова будет интересна не только будущим абитуриентам, но и всем, кто работает в сфере высшего образования. Статья опубликована на страницах пятого номера журнала «Техника – молодёжи» за этот год.

В нашей стране стартовала очередная реформа высшей школы. Теперь мы отказываемся от болонской системы, к которой присоединились 20 лет назад. Автор попытался разобраться, чем она нам не подходит, что придёт ей на смену и каким высшее образование должно быть.

Смысл болонской системы заключается в создании европейской модели высшего образования, главная цель которой – достижение высокого качества знаний, повышение мобильности студентов и стандартизация образовательных уровней между различными странами. Впервые она была внедрена в Европе в конце XX века и имела некоторые преимущества по сравнению с другими методиками образования. Прежде всего, это «признаваемость» дипломов. Поскольку болонская система строится на принципах единых критериев и стандартов, студенты могут переходить из вуза в вуз, даже если они находятся в разных странах. Документы, полученные в её рамках, признаются во многих государствах мира, что облегчает международную мобильность как обучающихся, так и выпускников. Ещё одно достоинство – гибкость и индивидуализация образования: студентам предоставляется возможность выбирать курсы и составлять индивидуальные учебные планы в соответствии с их интересами и целями. Болонская система предусматривает механизм оценки и обратной связи, который позволяет студентам и преподавателям ясно видеть прогресс и достижения каждого обучающегося.

Однако при очевидных плюсах данную систему очень часто критикуют. Одно из основных замечаний заключается в том, что она приводит к унификации образования и потере его национальных особенностей. Замечено, что болонская система ведёт к коммерциализации образования, а значит к увеличению неравенства в плане доступа к нему. Сторонники прежней советской системы недовольны двухуровневостью обучения «по-болонски». Они отмечают, что далеко не все бакалавры идут в магистратуру (эта ступень необязательна), и тогда получается, что их высшее образование ограничивается четырьмя годами. В итоге на бакалавров смотрят как на недоучек. Многим не нравится и то, что можно поступить в магистратуру по совершенно иному направлению. Кто-то видит в этой гибкости плюсы, кто-то минусы, тоже считая тех, кто учился в магистратуре не по своей специализации, недоучками, раз у них не было профильной базы. Недостатком также считается то, что болонская система акцентирует внимание на практическом обучении, развитии навыков и подготовке студентов к рынку труда. Однако в России традиционно больше внимания уделяется теоретическому образованию.

Болонская система требует долгого времени и немалых усилий для полноценного перехода. В России этот процесс был неоднородным и не всегда успешным в отдельно взятых университетах. По сути, у нас в стране произошла лишь частичная адаптация к европейской модели, что не позволяет в должной мере использовать её преимущества.

На фоне ухудшения отношений России со странами Запада вследствие начала СВО 11 апреля 2022 года Болонская группа объявила решение прекратить представительство России и Белоруссии во всех структурах Болонского процесса, а в мае 2022 года было озвучено решение самой РФ выйти из него. 7 июня 2022 года в Госдуму был внесён законопроект о добровольном участии вузов в Болонском процессе.

Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков заявил: «К болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента». Конечно, отказ повлечёт за собой серьёзные перемены, но министр пообещал – переход от болонской системы к новой российской будет плавным и займёт не менее 4 лет, поскольку необходимо дать возможность студентам, которые поступили в вузы в прошлом учебном году, окончить их на старых условиях.

Из предлагаемой статьи вы узнаете, как, по мнению автора статьи, изменится обучение в вузах после выхода России «Из зоны европейского высшего образования».

В дополнение к статье в журнале этой теме посвящена целая страничка «От редакции». В ней в цифрах приводятся печальные последствия от бесконечных реформирований в системе образования, в том числе и высшего. Вот лишь одна: по оценкам НИУ ВШЭ до 2022 года из страны ежегодно выезжали за рубеж 35-40 тысяч студентов для учёбы в магистратуре и аспирантуре. Мало того, РФ покидали порядка 60-75% перспективных учёных. Размах выкачки мозгов поражает. И всё это стало возможным благодаря болонской системе.

 

Информацию подготовила Н. М. Черных, ведущий библиотекарь отдела периодических изданий

Русский