ИНТЕРЕСНОЕ В ПРЕССЕ. Сто лет «лейтенантской прозы»

17.05.2024 | 316 просмотра(ов)

Годом «лейтенантской прозы» объявлен 2024 год. Сто лет назад родились будущие писатели и поэты, ставшие знаменосцами советской литературы о Великой Отечественной войне. Об этом своим читателям рассказывают «Российская газета» (№ 98/2024) и журнал «Родина» (№ 5/2024).

Почти все основные создатели «лейтенантской прозы» родились в 1924 году. Потому до декабря включительно, один за другим, мы уже отметили и будем отмечать 100-летние юбилеи писателей-фронтовиков:

  • 5 марта – Юрия Бондарева;
  • 1 мая – Виктора Астафьева;
  • 21 мая – Бориса Васильева;
  • 19 июня – Василя Быкова;
  • 3 июля – Владимира Богомолова.

Хронологически не вписались в него писатели-фронтовики Григорий Бакланов и Виктор Курочкин, родившиеся в 1923 году. По литературному жанру своих произведений формально не соответствуют ему и поэты-фронтовики, 100-летие со дня рождения которых пришлось на Год лейтенантской прозы: это Булат Окуджава – 9 мая, Юлия Друнина – 10 мая, Николай Старшинов – 6 декабря.

Все они очень «кучно» появились на свет. Буквально со школьного порога прямиком шагнули на фронт, воевали на переднем крае, стойко перенося все тяготы и лишения военной службы, шли на острие атаки, а затем правдиво запечатлели личный фронтовой опыт в собственных произведениях.

У каждого из них была своя война, но было нечто такое, что их объединяло. Ни для кого из них Великая Отечественная война не стала каналом восходящей социальной мобильности в действующей армии или социальным лифтом в мирной жизни.

Раньше и глубже других об этой общности «поколения лейтенантов» в разгар оттепели сказал Александр Твардовский. Май 1962 года. В журнале «Новый мир» вышла статья о военной прозе. В статье – положительная оценка повести Василя Быкова «Третья ракета». Прочитав статью, Твардовский говорит: «Очевидно, этот писатель очень неплохо вписывается в прозу последних лет, уделяющую особое внимание рядовым солдатам войны. Я ничего плохого не хочу сказать о писателе N (Константине Симонове). Он автор интересных и нужных романов, но замечали ли вы, что все его произведения написаны как бы с вышки КП армии или дивизии: генералов и полковников он обычно знает, а солдат уже гораздо хуже. А эти молодые писатели сами выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили. Эти досконально знают жизнь роты, взвода, батареи, они видели пот и кровь войны на своей гимнастерке...»

Через четыре месяца после окончания артиллерийского училища погибает на плацдарме под Киевом лейтенант Ерошин, один из героев повести Юрия Бондарева «Батальоны просят огня», опубликованной в 1957 году. Литературоведы утверждают, что вся «лейтенантская проза» вышла из бондаревских «Батальонов».

Бондарев попытался так объяснить суть этого направления: «Самое время потребовало сказать о войне то, что ещё не было сказано другими. Необходимо было вспомнить о своём поколении в нелёгкие годы испытания народа со всем мужеством и суровостью, со всей правдивостью и человечностью. Литература стала рассматривать человека пристальнее и подробнее…  И мы знали, что в несчастьях проявляется и взвешивается духовная ценность и здоровье народа. Вот об этом и писало среднее поколение. Мы не боялись трагедий, мы писали о человеке, очутившемся в самой нечеловеческой обстановке. Мы искали в нём силы преодоления самого себя и в жёсткие дни искали добро и пытались увидеть будущее. Мы изображали войну такой, какой видели её сами, какой она была».

Вспомним повесть Григория Бакланова «Пядь земли», завершённую в январе 1959 года: «Я один из многих тысяч лейтенантов, воюющих сейчас на всех фронтах. Одинаково одетых, одинаково обученных, одинаково вооруженных ваших сыновей. Ежемесячно сотни таких, как я, выпускают училища, сотни нас убивают на фронтах. Когда планируется крупная операция, заранее учитывают неизбежные потери. Об этом нельзя не думать, хотя люди эти ещё живы, это нельзя не учитывать, потому что без точного расчёта нельзя воевать. И уже заранее, до начала операции, известно – примерно, конечно, не с точностью до единиц – сколько будет убито в этих боях, сколько отвезут в госпитали, сколько потом снова вернётся в строй. А вместе с тем, как любая из этих единиц, я – это только я, и никто больше».

Именно об этих «единицах» и об их короткой жизни на войне поведала читателю «лейтенантская проза».

2024 год богат на большие юбилейные даты писателей-фронтовиков. Они ушли на фронт совсем молодыми мальчишками, вынесли все тяжести, одолели врага, победили и оставили нам, потомкам, свои бессмертные произведения, ставшие классикой советской и русской литературы о Великой Отечественной войне – без прикрас, с опорой на реальные факты и собственный фронтовой опыт.

Небольшой обзор книг авторов «лейтенантской прозы» читайте в нашей рубрике «БЕСМЕРТНЫЙ КНИЖНЫЙ ПОЛК. Окопная правда «лейтенантской прозы»

 

Материал подготовила С. Д. Шакирова, заведующая отделом периодических изданий

Русский