Чем знаменита фраза «Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа»? Не только и даже не столько авторством (при всём уважении к Антону Павловичу Чехову), сколько тем, что она – хрестоматийный пример неправильного употребления деепричастного оборота в предложении.
И, казалось бы, знание этой смешной фразы – прививка против ошибок в подобных случаях (как «Жи – ши пиши с буквой И», которую мы помним со школы всю жизнь). Но оказалось – зря казалось.
Такие ошибки встречаются не только в речи людей, далёких от работы с текстом и языком, но в речи теле- и радиоведущих, в текстах СМИ. Например, «Сегодня, вспоминая о первом дне Второй мировой войны, наши мысли обращены и к её последнему дню» (газета «Аргументы и факты»).
Такое ощущение, что правило употребления деепричастного оборота мало кто смог осилить в школе. А между тем оно вовсе не сложное.
Если трудность возникает у вас уже на этапе «а что такое деепричастие?», тогда напомним: глагол означает основное действие, а деепричастие – добавочное действие при основном. Действия, выраженные деепричастием и глаголом-сказуемым, должно совершать одно и то же лицо (или нечто неодушевленное). Проще говоря, кто делает то, что выражено глаголом, тот же делает то, что выражено деепричастием.
Теперь с этим важным знанием посмотрим на чеховскую фразу. Находим в ней деепричастие – «подъезжая». Находим глагол-сказуемое – «слетела». По правилу, и «подъезжать», и «слететь» должен один и тот же субъект. Основное действие, которое выражает сказуемое, проделывает шляпа: она «слетела». А значит, и добавочное должна проделывать она же, то есть шляпа должна «подъезжать». Околесица? Да! Потому что употребление деепричастного оборота здесь неправильное. Шляпа может слететь, например, с головы, но никак не подъезжать.
В примере из газеты подобная же история: деепричастие здесь – «вспоминая», в роли сказуемого (которое выражает основное действие и чаще всего бывает глаголом) – краткое причастие «обращены», субъект действия (подлежащее) – «мысли». Мысли могут быть обращены к чему-либо, но никак не могут вспоминать.
Как же правильно выстроить эти предложения? Например, так:
В чеховской фразе: Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа. Или: Подъезжая к станции, я потерял шляпу.
В примере из газеты: Сегодня, вспоминая о первом дне Второй мировой войны, мы обращаем наши мысли и к её последнему дню.
Кстати, неправильная фраза у Чехова вовсе не говорит о его безграмотности. Вот уж кто-кто, а Антон Павлович владел русским языком в совершенстве! Оригинал этой фразы (из рассказа «Жалобная книга») немного отличается от расхожей устной версии: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин». Писатель намеренно выстраивает предложение таким образом, чтобы создать комический эффект. И у него это превосходно получилось. Рассказ «Жалобная книга» разошёлся на цитаты: «Кто писал не знаю, а я дурак читаю», «Лопай, что дают»...», «Хоть ты и седьмой, а дурак».
На самом деле есть и другие виды ошибок при употреблении деепричастного оборота в предложении, но большинство их связано как раз с необходимостью согласования деепричастия с субъектом действия.
Материал подготовила заведующая редакционно-издательским отделом О. В. Осипова
- 362 просмотра