Центр чтения Национальной библиотеки имени Чавайна с удовольствием продолжает знакомить читателей с экспонатами выставки фарфоровых кукол «Дамы эпохи» и соответственно с книгами, со страниц которых эти прекрасные дамы «сошли».
Сегодня мы представляем вам прелестную куколку в образе героини романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» (1848).
Знакомьтесь – МАРГАРИТА ГОТЬЕ.
Маргарита Готье – знаменитая «дама с камелиями», чей образ на сцене и на экране воплощали великие Сара Бернар и Элеонора Дузе, очаровательная Алла Назимова и божественная Грета Гарбо, хрупкая и интеллектуальная Изабель Юппер и многие другие... «Дама с камелиями» вдохновила композитора Джузеппе Верди на создание оперы «Травиата». Одних только немых кинематографических версий этой романтической драмы было создано около десятка, не говоря уже о звуковом кино и театральных постановках.
Дело в романе Дюма-сына обстояло так. Шестнадцатилетнюю Маргариту Готье привозит в Париж богатый герцог. Кстати, прелестную девочку, не задумываясь, продал ему ее отец, нормандский крестьянин. Герцог, сделав Маргариту своей любовницей, учит ее хорошим манерам, а заодно читать и писать. Вскоре Маргарита превращается в элегантную молодую даму благородной внешности. Она красива, очаровательна, безумно притягательна и очень скоро становится знаменитой куртизанкой.
Широкое признание в великосветских салонах Парижа Маргарита Готье получает не только благодаря красоте, но и своему умению поддержать любую умную и остроумную беседу. К ее ногам падают лучшие мужчины Парижа. Знатные аристократы, посещающие мадемуазель Готье, считают великой удачей, если она соглашается прогуляться с ними по Булонскому лесу, переполняются гордостью, когда она посещает их ложу в опере…
Жены любовников Маргариты Готье относятся к ней со смешанным чувством ненависти, зависти, восхищения и гордости, признавая, что возможность похвастаться подобной возлюбленной заметно повышает авторитет их мужей в обществе.
Сама же Маргарита бесконечные ухаживания, любезности, льстивые слова и комплименты, которыми ее со всех сторон осыпают, воспринимает как должное, вполне уверенная, что достойна того интереса, который возбуждает ее персона. «Если я буду выслушивать всех, кто влюблен в меня, - у меня не останется времени, даже чтобы пообедать!» - самоуверенно заявляет она.
Образ Маргариты Александр Дюма-сын списал с реальной куртизанки, своей роскошной любовницы Мари Дюплесси. Та, к сожалению, была больна туберкулезом. Из-за болезни сильные запахи были для нее невыносимы. Аромат роз, гиацинтов и других изысканных, но весьма пахучих цветов вызывал у нее сильное головокружение. Поэтому Мари любила камелии, которые почти не пахнут. Впрочем, так же как и деньги…
Любовью к камелиям, равно как и чахоткой, писатель наделил и героиню своего романа. Во всех общественных местах – на балах, в театрах, на Елисейских полях – Маргарита Готье всегда появлялась с букетиком камелий. Причем, 25 дней в месяц цветы в ее руках были белого цвета, а в остальные 5 дней – красного. Никто из непосвященных не знал, что это значит, но называли ее не иначе, как «дама с камелиями».
Однажды в театре Маргарита Готье встречает молодого адвоката по имени Арман Дюваль. Тот влюбляется в прекрасную «даму с камелиями» с первого взгляда, не зная, что она содержанка. Дюваль признается ей в своих чувствах, но язвительная куртизанка только смеется над молодым человеком.
Позже Арман с ужасом узнает, что молодая женщина больна чахоткой, но ведет весьма разгульный образ жизни: много пьет, принимает «гостей» до поздней ночи и ложится спать только под утро. Влюбленный Арман Дюваль хочет спасти любимую. Два месяца подряд он приходит к девушке, хотя ему нестерпимо больно видеть, как она принимает у себя мужчин. А та, неожиданно для себя, проникается ответным чувством.
Маргарита влюбляется настолько сильно, что готова прекратить свою ночную жизнь, отказаться от всех покровителей. Влюбленные отправляются в деревню, чтобы прожить там свою историю любви. Они ведут идиллическую жизнь. Циничная, холодная, самоуверенная куртизанка чудесным образом перерождается.
Два месяца, проведенные в деревне, были для молодых людей безумно счастливыми, о чем Дюма-сын рассказывает нам в весьма сентиментальной манере.
И тут Арман узнает, что привыкшая к роскоши Маргарита наделала в свое время много долгов. Кредиторы, узнав, что она прекратила свою «прибыльную деятельность», немедленно потребовали их возвращения. И сейчас Маргарита вынужденно распродает свои драгоценности и другое имущество, чтобы расплатиться с ростовщиками. Влюбленный юноша не может этого допустить. Поскольку другими средствами, кроме наследства матери, Арман не располагает, он решает пожертвовать этим наследством, чтобы покрыть долги любимой.
О финансовых проблемах сына узнает его отец. В отсутствие молодого человека старый Дюваль приезжает к Маргарите и умоляет ее отказаться от связи с Арманом, не портить ему репутацию, спасти от разорения, спасти доброе имя их семьи. Он призывает пощадить сестру Армана. Под удар поставлена и ее судьба: едва ли она сможет выйти замуж в обстоятельствах, когда репутация семьи будет подмочена…
Маргарита внимает доводам рассудка. Она оставляет Армана, возвращается в Париж и, в попытке забыть о своей любви, с головой бросается в омут безумной ночной парижской жизни, вновь становится содержанкой, что, конечно же, усугубляет ее болезнь.
Арман безутешен. Раздавленный болью юноша не может понять причины столь неразумного поступка своей возлюбленной. Он решает, что его предали. «Жажда мщения зреет в его душе». Чтобы отомстить, находит себе новую любовницу и специально появляется с нею в тех же местах, где бывает Маргарита. Измученная болезнью и душевными страданиями женщина не выдерживает такой пытки и уезжает в Англию. Вскоре умирает.
Таковы вот парадоксы человеческих характеров.
Основная идея романа, которую автор убедительно доносит до читателя, такова: нравственно куртизанка может быть выше добропорядочных граждан, может ради благополучия дорогого человека совершить и совершает подвиг самопожертвования. Правда, у самого этого человека никто ни о чем не спросил… Занавес.
Наша коллекционная куколка в образе Маргариты Готье подтверждает мнение о том, что она – одна из самых элегантных француженок своего времени. Она блистает, появляясь на светских приемах, на балах и в театрах в самых шикарных и изысканных туалетах. Ее утонченному вкусу могли соответствовать лишь пастельные тона, которые и доминируют в наряде куклы, представленной на выставке.
На нашей Маргарите Готье – чарующий наряд, выполненный в светлых тонах из очень дорогих тканей – натурального шелка и атласа. Его крой – очень чувственный, манящий. Платье, предназначенное для соблазнения, украшено кремового оттенка валансьенским кружевом, что только усиливает эффект изысканности. Горловина платья оформлена басоном (тесьмой) с перламутровым блеском, имитирующим столь любимые Маргаритой драгоценные ожерелья. Талию стягивает пояс с бантом. Верхняя юбка, короткая и задрапированная с элегантной небрежностью спереди, сзади длинная и украшена изящным турнюром. Нижняя юбка тоже задрапирована весьма фантазийным образом и обильно усыпана разноцветными атласными розочками. Нельзя не обратить внимания на эту отделку платья цветами. Ведь мы помним, что при помощи цветов Маргарита подавала знаки своим любовникам. Изящная кружевная шляпка Маргариты украшена пышными перьями.
Куколка производит впечатление хрупкого и прекрасного экзотического цветка, которому суждено погибнуть очень рано…
Центр чтения приглашает читателей библиотеки посетить выставку «Дамы эпохи», полюбоваться изящными экспонатами и попытаться сопоставить свои впечатления от героинь книг с кукольными образами, предложенными авторами коллекции.
- 6647 просмотров