ЖУРНАЛЬНАЯ ПАНОРАМА. Строители и строительство

07.07.2023 | 296 просмотра(ов)

В отделе периодических изданий открылась ретровыставка журналов «Строители и строительство», которая знакомит читателей с новостями строек, задачами пятилеток, успехами и проблемами строительной отрасли в 1940-1980-е, с особенностями частного строительства в 1990-2000-е годы.

На выставке представлены журналы «Строитель», «Сельский строитель», «На стройках России», «Сельское строительство», «Промышленное и гражданское строительство», «Архитектура и строительство», «Архитектура и строительство Москвы», «Архитектура и строительство Ленинграда», «Строительные материалы», «Строительная механика и расчёт сооружений», «Новая техника и передовой опыт в строительстве» и другие.

О своём непростом труде на благо народа рассказывают заслуженные строители РСФСР, бригадиры и инженеры, руководители разных уровней.

О темпах строительства поведал А. Демидкин, бригадир монтажников ДСК № 6 (Ленинград), заслуженный строитель РСФСР: «Нашей бригаде довелось построить первый крупнопанельный дом в Ленинграде. Было это в 1956 г. С той поры прошло не так много лет, а дело, начатое нами, обрело огромный размах. Шесть мощных домостроительных комбинатов взяли на себя основную долю жилищного строительства. Шесть из каждых десяти сооружаемых зданий в нашем городе – крупнопанельные. Два 80-квартирных дома в месяц – таков темп нашей монтажной бригады…» (Журнал «На стройках России», 1962 год, № 8.)

Советское время – время грандиозных строек, великих достижений и пятилеток. Символами его стали Магнитка, Турксиб, Кузнецстрой, Комсомольск-на-Амуре. Туркестано-Сибирская железная дорога была первой большой стройкой первой пятилетки. Шла весна 1927 года. Почти полторы тысячи километров железнодорожного полотна должны были пролечь через горные хребты, безводные пустыни. Каждого рядового участника этого грандиозного строительства можно назвать героем. Они не думали о своём трудовом подвиге, они просто работали. 25 апреля 1930 года, на семнадцать месяцев раньше срока, строительство Турксиба было завершено. Ровно сорок четыре года спустя из Кремлёвского Дворца съездов на строительство Байкало-Амурской магистрали отправился многотысячный отряд комсомольцев. Они ехали на битву с непроходимыми лесами, болотными топями, стужей и вечной мерзлотой. Они ехали строить дорогу и новую жизнь. БАМ стал крупнейшей стройкой на планете, как когда-то Турксиб. (Журнал «Огонёк», 1979 год, № 14.)

  Город трёх всесоюзных ударных комсомольских строек – Усть-Илимск. Здесь развернулось строительство самого города, гидроэлектростанции и гигантского лесопромышленного комплекса из нескольких предприятий. На фотографиях журнала: фрагмент макета будущего микрорайона правобережной части города, комсомольско-молодёжная бригада из треста «Братскгэсстрой», участники мотопробега Урал – БАМ на улицах города, юные граждане Усть-Илимска, кварталы города, строители. (Журнал «Строитель», 1976 год, № 11.)

После распада Советского Союза масштабное строительство сменилось частным. В журналах 1990-2000-х годов публикуются советы и рекомендации для мастеров, предлагаются варианты будущих построек.

Несложное устройство – портативная ветроэлектростанция, которую можно установить на садово-огородном участке, – окажется полезной для дачников. После изготовления подобного ветряка появится возможность постоянно пользоваться освещением, портативным телевизором, небольшим автомобильным холодильником. (Журнал «Мастер на все руки», 2000 год, № 4.)

Строительство лёгкого летнего домика для дружной трудолюбивой семьи не потребует больших затрат труда и денег. Оно под силу человеку, не имеющему навыков строителя. (Журнал «Сам», 2001 год, № 4.)

Об этом и многом другом расскажет выставка «Строители и строительство». Здесь вы найдёте много интересного и полезного, узнаете о человеческих судьбах, которые перекликаются с судьбой нашей страны, получите заряд оптимизма и загоритесь новыми идеями.

 

Материал подготовила ведущий библиотекарь отдела периодических изданий О. В. Аралова

Русский