ЗАРИСОВКИ С ВЫСТАВКИ. ЗОЛОТАЯ СОЛОМКА БЕЛАРУСИ

30.08.2024 | 140 просмотра(ов)

В Национальной библиотеке имени С. Г. Чавайна продолжает (!) работать выставка «Куклы со всего света», экспонаты которой вновь приглашают нас «в путешествие»! В сегодняшнем выпуске «Зарисовок» мы предлагаем ещё немного «задержаться» в Белоруссии и поговорить об уникальном народном искусстве белорусов – соломоплетении.

«Золото, созданное солнцем». Именно так называют в этой стране обыкновенную солому. Жёлтая, тёплая, с глянцевым блеском, она становится поистине «золотой» в руках народных мастеров.

Считается, что традиции соломоплетения в Беларуси уходят корнями в глубокую древность, когда человек только начинал возделывать землю и собирать первые урожаи. У наших славянских предков был культ хлеба. Они верили, что зерно и солома, рождённые солнцем, сберегают в себе живородящую силу природы и щедро отдают её человеку – значит, наделены божественной силой.

Наши предки интуитивно придерживались принципа разумного потребления: каждый колосок использовался в хозяйстве полностью. Зерно – на хлеб, а солома, остающаяся после уборки урожая, шла на подстилку животным в хлеву, её добавляли в корма, набивали ею матрасы и подушки, покрывали крыши домов, утепляли жилище. В голодные годы солому подмешивали в хлеб.

А еще стебли пшеницы, ржи, овса служили отличным материалом для плетения соломенных изделий. Народные умельцы изготавливали из соломы кухонную утварь, прочные короба для муки и для одежды, шкатулки, табакерки, игрушки, украшения, пасхальные яйца… Очень популярны в Белоруссии были и остаются соломенные шляпы – легкие головные уборы, защищающие от дождя и палящего солнца. Не забывали ремесленники и про обереги. Человек в те времена очень надеялся на помощь сверхъестественных сил, поэтому обереги и амулеты сопровождали его всю жизнь. Куклы-обереги делались «на урожай», «на счастливое замужество», «на благосостояние», «на защиту детей от болезней и напастей», «на защиту дома от лихих людей, от пожаров, от воров, от колдунов»...

Обереги размещали над входной дверью или над окном, так как именно через окна-двери могли «проникнуть» в дом беды и зло.

При изготовлении соломенных изделий предпочтение отдавали стеблям ржи, так как они длиннее и прочнее пшеничных. Стебли высушивали до состояния соломы, а затем распаривали в горячей воде. Кстати, чтобы придать материалу различные оттенки, в кипяток добавляли натуральные красители – луковую шелуху, шишки, кору деревьев. После «горячей бани» солома становилась мягкой, пластичной. Её можно было гнуть самыми невероятными способами и она хорошо сохраняла заданную форму. А дальше – уже дело техники, мастерства и фантазии плетельщиков!

Соломенные художественные изделия не имеют аналогов в мире. Они ассоциируются именно с Белоруссией, являются её национальным достоянием. Не зря соломоплетение включено в список Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Сложно поверить, что из такого тонкого и ломкого материала можно создавать столь удивительные вещи. Но в золотых руках белорусских мастеров солома действительно превращается в настоящие художественные шедевры. Приведем несколько примеров высокого искусства соломоплетения.

СОЛОМЕННЫЙ ИКОНОСТАС. Пластичность и золотистый цвет соломки довольно рано начали вызывать ассоциации с настоящим золотом, а потому солому стали использовать для создания церковного убранства. В конце XVIII - первой трети XIX века в Белорусском Полесье сложилась художественная школа по созданию соломенных иконостасов для православных храмов. Царские врата полесских церквей – это образцы соломо­плетения высокой сложности. Это – вершина мастерства!

«КОНЬ ИГРИВЫЙ» – ещё один златосоломенный шедевр! Необычайное чувство материала, присущее художнику, сделали игрушку из обыкновенной соломы настоящим произведением искусства.

Образ красивого, сильного, вольнолюбивого коня, готового вот-вот пуститься вскачь, создан мастером с большой художественной выразительностью. Удивляет, что при работе с хрупким, почти невесомым материалом удалось показать небывалую мощь, экспрессию и даже монументальность благородного животного. Кудрявая расщеплённая солома хорошо передает буйство гривы, а гладкая соломка, собранная в пучок, прекрасно показывает упругость и напряжённость корпуса скакуна. Звезды из стриженой соломы – это лучистые глаза коня, а золотые розетки из кручёной соломы, вертикально расположенные на его груди, символизируют солнечные диски. Перед зрителем воочию предстаёт сказочный солнечный конь, известный по белорусским легендам.

«ПАУК». «Саламяны павук» является одним из самых таинственных оберегов в Белоруссии. Это – ажурная подвесная конструкция из соломинок, которая крепилась на ниточках к потолку в красном углу, над порогом, над детской колыбелькой и в других местах, считавшихся уязвимыми для злых потусторонних сил. «Павуков» плели накануне Рождества и коляд, причём, изготавливать их надо было собственными руками, иначе они не получали «магической силы».

Белорусы верили, что «саламяны павук», как липкая паутина, «собирал» на себя всю негативную энергию в доме. От малейшего дуновения ветерка или движения «павук» начинал вертеться и «закручивать в себя всё плохое»: недобрые слова, дурные взгляды, задуманное зло... А добрую энергию он, наоборот, отдавал людям.

«Павуки» висели в домах весь год, оберегая семьи от несчастий. В конце года, когда заканчивался очередной жизненный цикл, «павуков» сжигали и на их место вешали новых – как символ начала нового цикла, символ рождения новой жизни.

ДЕКОРАТИВНЫЕ ПАННО ИЗ СОЛОМКИ. Они вошли в моду не так давно. Здесь уж фантазия мастеров и вовсе не знает границ. Композиции, сотворённые современными белорусскими мастерами, необыкновенно изящны, утонченны и красивы.

Нередко художники тонируют или отбеливают солому, придавая деталям различные оттенки. Тем самым они создают игру света и тени, добиваясь эффекта объёмности изображения. Подобные работы смотрятся особенно выразительно и очень дорого-богато!!!

Да! Современные плетельщики умеют превращать соломку в  неповторимые шедевры, раскрывая природную красоту материала, преобразуя его и делая поистине драгоценным. Золотым!!!

К сожалению, из-за хрупкости и недолговечности материала большинство изделий прошлых веков (наверняка, великолепных!) не дожили до наших дней. Тем не менее, народные мастера тщательно сохраняли уникальное ремесло и обучали технике соломоплетения своих учеников. Традиции плетения столетиями передавались белорусами из поколения в поколение. Поэтому искусство белорусской соломки продолжает жить!

В своё время в Белорусской ССР весьма интересно работали мастера фабрики художественных изделий в городе Молодечно (Минская область, год основания – 1958).

На нашей выставке представлено несколько сувенирных изделий этой фабрики, сделанных из соломки, очёса льна, дерева и бересты.

Кстати, мастера, творящие куколок из льняной пряжи, говорят так: «Волшебство работы со льном невозможно описать! Руки после него мягкие, как после хорошего крема. И настроение выравнивается. Тебя переполняет тихая радость. На душу снисходит умиротворение».

Вполне возможно, что глядя на куколок из природных материалов, представленных на выставке («Кукла в фартучке», «Кукла с ведром», «Кукла с узелком»), наши посетители тоже ощутят светлую радость, спокойствие и душевное равновесие…

Фигурки эти очень изящные, элегантные, почти невесомые. Национальный костюм совсем не утяжеляет их, так как даётся лишь намёком, лёгким, но точным. Поэтому белорусский колорит угадывается моментально!

И – кстати! Мастера по плетению из соломки существуют не только в Беларуси! Есть они и в России! Есть и у нас, в Республике Марий Эл! В нашей библиотеке, например, не раз устраивались выставки умельцев, создающих изысканные панно – настоящие картины из соломки!

И вообще: на землях, где колосятся поля пшеницы и ржи, искусство соломоплетения непременно будет процветать и вдохновлять людей на творчество, принося огромную радость и творцам, и зрителям!!!

Добро пожаловать в Национальную библиотеку! И – до встречи на выставке «Куклы со всего света»!

 

Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.

 

Русский