В Национальной библиотеке им. Чавайна продолжает работу выставка «Куклы со всего света». Мы рады, что выставка активно посещается, что полюбоваться на фольклорных кукол приходят целыми семьями, что мамы, папы, бабушки и дедушки приводят в библиотеку своих детей и внуков!
А мы, по сложившейся уже традиции, вместе с нашими экспонатами вновь отправляемся «в путешествие»! Сегодня наш «путь» лежит в одну из бывших советских республик – в Белоруссию.
Кукол в народных белорусских костюмах у нас представлено немало. Есть сувенирные куклы, изготовленные фабричными мастерами, а есть и обычные, игровые куклы, которых владелицы-умелицы нарядили в национальные одежды, сшитые собственными руками. В сегодняшнем выпуске «Зарисовок» мы расскажем о белорусском народном костюме и о некоторых свадебных традициях этого народа.
Хотя Беларусь и не очень большая страна, но в ней насчитывается 22 варианта (!) национального костюма.
В ансамбль народной женской одежды входят:
- Длинная сорочка (кашуля). Она шилась из льняного домотканого полотна с присборенным на шнурок воротом. Рукава, плечи, ворот и манжеты рубашки украшались вышитыми и ткаными узорами из красной или красно-чёрной пряжи.
- Юбка (спадница). Её шили из шерстяной или льняной ткани в полоску или клеточку разных цветов, оттенков и размеров. Встречались юбки, сшитые из тканей в цветочек.
- Льняной передник. Он, как и сорочка, был белым. Это – естественный цвет льна. Орнамент на переднике гармонировал с узором рубахи. По нижнему краю он часто украшался бахромой или кружевом.
- Безрукавка (горсет). Безрукавка была частью праздничного костюма, поэтому шилась не из домотканой холстины, а из фабричных тканей (шёлк, бархат, парча). Она могла быть малиновой, чёрной, голубой и, конечно же, богато украшалась нашивками.
- Пояс. Он был тканым, плетёным или вязаным. Цветовая гамма – самая разнообразная, но чаще всего – зелёно-бело-красная. Пояс обильно декорировался орнаментом.
- Головной убор – важная и обязательная часть костюма. Для девушек это были венки или узкие повязки-рушники. Замужним женщинам показываться с непокрытой головой не полагалось. Они носили чепцы, капоры, но самым распространённым головным убором была намётка (намитка) в виде широкой повязки-рушника, которую искусно драпировали на голове множеством способов. Дополнялся костюм бусами.
Мужская одежда состояла из льняной рубахи навыпуск, жилета, узких льняных брюк наговиц и пояса. Мужской костюм в своей основе, как и женский, был белого цвета.
Рубаха имела разрез на груди и отложной воротник. Воротник и манжеты украшались орнаментом. В отдельных регионах поверх рубахи надевали безрукавку (камизельку).
Пояс изготавливали настоящие мастера своего дела. Он ткался из дорогих шёлковых нитей с вплетением золотых и серебряных. Практически каждый пояс являлся произведением искусства.
Дополнялся костюм кожаной сумочкой калитой, которая заменяла отсутствующие карманы.
Головным мужским убором осенью-зимой часто были валянная из шерсти шапка магерка, овчинная папаха кучма или шапка-ушанка аблавух, сшитая из овечьего, заячьего, лисьего меха, покрытая сверху темным сукном. Летом белорусские крестьяне носили соломенные шляпы брыли и капялюши, которые украшались повязанной вокруг тульи узорчатой каймой. Считается, что плетение соломенных шляп – это исконное белорусское ремесло, которое развивалось самостоятельно и не подвергалось влиянию европейских традиций.
Верхней одеждой и мужчин, и женщин были белые или серые свиты из сукна, белые или охристо-красные кожухи и кожушки. Ноги обували в лыковые лапти или кожаные посталы, стягивая кожу по краям лыком или бечевкой, а по праздникам надевали сапоги.
Орнамент белорусского национального костюма чрезвычайно разнообразен и выразителен. Он состоит преимущественно из геометрических и растительных узоров. Основными элементами орнамента являются ромбы в разнообразных вариантах, кресты, розетки-звёзды, прямые и зигзагообразные линии.
В крестьянской среде умение ткать, шить и вышивать передавалось из поколения в поколение. Этим ремёслам девочек учили с ранних лет. Высоко ценилось умение создавать именно красивые вещи, украшенные ткаными или вышитыми узорами. Девушку, хорошо владеющую такими навыками, считали завидной невестой. В зажиточных белорусских домах имелись значительные запасы одежды удивительной красоты, сотворенной руками нескольких поколений женщин семьи.
Незамужние девушки начинали готовить себе приданое задолго до свадьбы, уже лет с 13-14. Для вышивания они использовали каждую свободную минуту. Они орудовали иголками и когда пасли скот, и в перерывах между работами на господском дворе, и вечерами при свете лучин... Конечно же, им помогали все женщины семьи – мать, бабушки, сёстры. В приданое невесты по традиции входило много тканых и вышитых предметов: полотна, рушники, сорочки, фартуки, намётки…
Крестьянские девушки хранили своё приданое в кубле – большой деревянной бочке с крышкой. Потом на смену кублам пришли куфры (сундуки) и скрыны (лари). Ко дню свадьбы кубел должен быть наполнен приданым доверху.
Важной частью свадебного обряда был перевоз приданого в дом жениха. Там содержимое ларя вывешивали напоказ новым родственникам. По количеству и качеству выставленных предметов судили о достатке семьи невесты, о размерах приданого, о трудолюбии девушки и её умении ткать и вышивать.
Помимо приданого, невеста по традиции готовила жениху подарки: шейный платок, кисет, а также венчальную сорочку и праздничные рубахи, которые должна была сшить и вышить сама. Количество рубах могло доходить до одиннадцати.
Кстати, свадебная сорочка, предназначенная жениху, была предметом магическим. С ней проводили специальные ритуальные действия: накануне свадьбы после бани невеста вытиралась этой сорочкой, что должно было обеспечить ей любовь мужа и счастье в семейной жизни.
Белорусские мужчины берегли и хранили свои свадебные сорочки всю жизнь, надевая их только в праздничные дни.
Собственно, и женщины верили, что свадебная сорочка, в которой они венчались, имеет особую силу. «Брачные» женские сорочки тоже бережно хранили. Бывало, что такая рубашка служила не одному поколению женщин семьи. Часто невесту под венец наряжали в сорочку матери или даже бабушки. Особым обрядом на белорусской свадьбе было «завивание намётки»: с невесты снимали девичий венок, расплетали косы и на её голове драпировали широкий рушник намётку – головной убор замужней женщины. Обряд символизировал расставание с девичеством и вступление в новый период жизни. «Завитая» в белую намётку, украшенную живыми белоснежными цветами, невеста представала в своём новом образе и качестве. Обряд «завивания» исполнялся старшими и обязательно счастливыми в браке женщинами. Он сопровождался пожеланиями невесте счастья в браке и здоровых, красивых детей.
Что ж… Мы тоже желаем вам, наши читатели, добра, счастья, хорошей судьбы! И всегда рады видеть вас в нашей библиотеке! До встречи на выставке!
Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.
- 167 просмотров