ЗАРИСОВКИ С ВЫСТАВКИ. ЛФЗ. ЛИНИЯ «КОБАЛЬТОВАЯ СЕТКА»

03.12.2023 | 232 просмотра(ов)

В Национальной библиотеке продолжает работать выставка чайной и кофейной посуды «МЫ ЗА ЧАЕМ НЕ СКУЧАЕМ». Выставка пользуется необыкновенной популярностью у посетителей, чему мы несказанно рады!

Интерес к экспозиции вполне объясним. Многие наши читатели стали участниками выставки, предоставив для нее экспонаты. И теперь им, конечно же, лестно видеть свои родные чашки-блюдца-чайнички в блестящих, стеклянных витринах. Музейная подача придает, казалось бы, бытовым предметам, особую значимость и неизъяснимую прелесть.Кроме того, выставка неизбежно вызывает ностальгические чувства.  

Среди зрителей, толпящихся у витрин, постоянно слышатся реплики:

- Ой, а у моей бабушки был такой сервиз! Я знаю, это Дулёво!

- А у наших родителей старинные чашки сохранились! У вас таких нет! Принести вам?!?

- А мне в наследство от тетушки достался кофейный набор из ГДР! Могу принести!

Нас несказанно удивляет, умиляет и радует готовность наших читателей помочь сделать экспозицию еще более яркой и интересной! Огромное спасибо всем, кто щедро поделился своими семейными раритетами!!!  

А мы продолжаем знакомить вас с наиболее интересными экспонатами выставки.

Сегодня «героем» публикации будет посуда линии «КОБАЛЬТОВАЯ СЕТКА» Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова.

Сразу скажем: в отличие от изделий «кобальтовой линии», производство которых уже прекращено, предметы с росписью кобальтом на светлом фоне продолжают выпускаться.

КОБАЛЬТОВАЯ СЕТОЧКА является легендарным рисунком ЛФЗ. Он и сегодня – один из самых популярных и тиражируемых узоров Императорского фарфорового завода (Санкт-Петербург).

Кстати, подобную виртуозную роспись практиковал еще в 18 веке Дмитрий Иванович Виноградов, создатель русского фарфора и организатор первой русской порцелиновой мануфактуры.

Правда, для сервиза «Собственного», изготовленного для императрицы Елизаветы Петровны, Виноградов использовал ажурную сеточку пурпурного цвета с выписанными в её узлах маленькими розовыми цветочками, дополнив роспись обильной лепниной.  

А вот кобальтовую сетку придумала в 1944 году, вскоре после снятия блокады, художник Анна Яцкевич, признанный мастер тонкого графического рисунка на фарфоре, которая к тому же является автором знаменитого логотипа ЛФЗ (введён в 1936 году), Эту роспись часто называют «синей сеткой из блокадного Ленинграда». Сама Анна Адамовна говорила, что в её память навсегда врезалась такая картина: заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов внезапно осветились перекрёстными лучами света ярких прожекторов – предвестников приближающейся бомбёжки. Ослепительные всполохи подчеркнули строгость и красоту перекрещивающихся линий.

Так у художника по фарфору появилась идея узора «кобальтовая сеточка» (правда, сначала она замысливалась как «золотая»).

Прежде чем «родился» этот безупречный узор, было предпринято множество попыток «укротить геометрию». Результат получился блестящий!

Яцкевич удалось достичь необычайной ритмики и совершенства синих линий. А поверх этих линий, в местах их пересечения, художник придумала сделать отводку золотом, имитируя яркие лучи, напоминающие о тех самых блокадных прожекторах, которые зажигались во время сирены перед бомбёжкой.    

Кстати, для золотой отводки применяется 24-каратное золото, ослепительное и долговечное.

Как видим, трагические события ленинградской блокады чудесным образом вылились в изысканную, хрупкую красоту.

Яцкевич разработала дизайн 5-ти фарфоровых предметов. Это был чайный сервиз (модель скульптора Серафимы Яковлевой): чайная пара (чашка и блюдце), сливочник, сахарница и заварочный чайник. Позже количество предметов (вплоть до напёрстков!), выполненных в стиле «кобальтовая сеточка», выросло до сотни.

В 1958 году на Всемирной выставке фарфоровых изделий в Брюсселе чайный сервиз «Кобальтовая сеточка» получил золотую медаль ЗА УЗОР, который, как отметила судейская коллегия, «превосходно обыгрывает форму, смотрится элегантно, аристократично, ненавязчиво и в то же время торжественно».  

Кстати, ФОРМА предметов сервиза также была удостоена золотой медали. Создатель этой оригинальной шарообразной модели под названием «Тюльпан» – скульптор Серафима Яковлева. Она продумала всё до мелочей. Форма лаконична, практична и вместительна, что делает сервиз удобным для использования. И в то же время благородный дизайн и эффектная роспись не могут не привлекать внимание настоящих эстетов.

Любопытно, что чайный сервиз «Кобальтовая сеточка» не предназначался для участия в конкурсе. Он всего лишь входил в общий ассортимент заводской продукции. И вот нате вам! Завоевана золотая медаль Всемирной выставки фарфоровых изделий в Брюсселе!!!

К сожалению, Анна Яцкевич не дожила до своего триумфа. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что её рисунок покорил весь мир, стал символом русского фарфора, визитной карточкой современного Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге.

Наряду с «кобальтовой сеточкой» весьма популярен был и узор «кобальтовое кружево». Изящная роспись в сине-голубых тонах имитирует кружево сложного плетения. Тонко выписанные цветы, травы, листья, птицы, бабочки сплетаются на белоснежной поверхности предметов в невесомый ажур, делая костяной фарфор еще более воздушным и лёгким.   

И, если уж мы говорим о кобальтовой росписи ЛФЗ, то нельзя не упомянуть пейзажную и тематическую роспись, которая является настоящей живописью на фарфоре!

В нашей экспозиции представлены бокалы с кобальтовой росписью «Виды Санкт-Петербурга», «Русская тройка», а также предметы с цветочными узорами.  

Посетители обязательно обратят внимание на изящную чайную пару, расписанную синими колокольчиками и украшенную золотой отводкой. Изготовлена она не так давно, уже на Императорском фарфоровом заводе, и маркирована клеймом, где изображен гербовый двуглавый орёл и дата основания завода – 1744 год. А вот форма для этих предметов использована из далёких теперь уже 60-х годов 20-го века…

Добро пожаловать в Национальную библиотеку им. Чавайна! И не забудьте заглянуть на третий этаж, где размещена экспозиция фарфоровой чайной и кофейной посуды. 

Выставка будет работать до Нового года.

 

Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.

Русский