ЗАРИСОВКИ С ВЫСТАВКИ. ЛФЗ. КОБАЛЬТОВАЯ ЛИНИЯ

23.11.2023 | 345 просмотра(ов)

В Национальной библиотеке продолжает работать выставка чайной и кофейной посуды «МЫ ЗА ЧАЕМ НЕ СКУЧАЕМ». И мы продолжаем знакомить вас с её экспонатами.

Сегодня «героем» публикации будет посуда «КОБАЛЬТОВОЙ ЛИНИИ» Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова.

Для начала – небольшая историческая справка об этом всемирно известном предприятии.

Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), в 2005 году решением акционеров переименованный в Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), является, без всякого преувеличения, национальным достоянием нашей страны.

В советские годы клеймо предприятия выглядело как вензель из прописных букв ЛФЗ.

Теперь на клейме завода изображен герб России с двуглавым орлом и начертана дата основания -1744 год.

По какому-то странному стечению обстоятельств ЛФЗ в советские времена носил имя М.В. Ломоносова. При всём нашем уважении к великому русскому ученому – с этим трудно согласиться. Можно даже считать этот факт исторической несправедливостью. Конечно, Ломоносов, как и всякий уважающий себя химик 18 века, проводил эксперименты с составом фарфоровой массы. Однако больших успехов в этом он не добился. В отличие, скажем, от опытов со стеклом, где его достижения были неоспоримы.

А бывшая Невская казенная порцелиновая мануфактура, основанная в 1744 году, – это целиком и полностью детище (выстраданное детище!) совсем другого выдающегося русского ученого, Дмитрия Ивановича ВИНОГРАДОВА.

К огромному сожалению, имя Виноградова известно только истинным любителям фарфора. А ведь именно этот человек абсолютно самостоятельно, без участия перебежчиков с крупных европейских мануфактур, открыл состав русского фарфора и организовал его производство на отечественном сырье.

Мастера полукустарной казенной порцелиновой мануфактуры под руководством Виноградова создавали и поставляли в царские дворцы прекрасные образцы фарфорового искусства, уникальные художественные изделия.

Но, видимо, в 1925 году, когда назрела необходимость дать предприятию громкое имя, рассуждали так: Виноградов – из семьи священника. А вот Ломоносов – из трудовой крестьянской семьи! Для молодой советской республики это, конечно же, было немаловажно.

Таким образом, по всем параметрам перевесило имя Ломоносова…

В нашей экспозиции очень ярко представлена знаменитая «КОБАЛЬТОВАЯ ЛИНИЯ» Ленинградского фарфорового завода.

Кстати, при росписи кобальтом оттенки синего цвета могут варьироваться от нежно-голубого до темного ультрамаринового. Это зависит от концентрации красителя. Для своей же «кобальтовой серии» ЛФЗ выбрал именно такой оттенок – яркий, глубокий, темно-синий.

Посуда насыщенного синего цвета с золотыми, тончайшего рисунка ободками в своё время была (да и сейчас есть!) практически в каждом доме.

Сам по себе краситель оксид кобальта – невзрачный, блекло-черный. Черная краска накладывается на необожженную глиняную форму. При высокотемпературном обжиге (1400 градусов) краска удивительным образом меняет цвет с черного на прекрасный синий и намертво впечатывается в фарфоровую массу.

После обжига изделия покрывают глазурью. А уже по глазури наносят тонкий, ажурный рисунок золотом.

То есть: роспись золотом является НАДглазурной, а не ПОДглазурной. Именно поэтому посуду с золотыми отводками нельзя мыть с помощью абразивов – позолота сотрется…

Наши читатели предоставили для выставки «Мы за чаем не скучаем!» много изделий кобальтовой линии.

Оказалось, что при всей кажущейся на поверхностный взгляд одинаковости, они совершенно разные!

При внимательном рассмотрении мы заметим, что на чайные чашки и блюдца из разных наборов нанесены абсолютно оригинальные золотые рисунки, которые не повторяются. Условно мы назвали их «рябинка», «геометрия», «кружево», «ромашки», «укроп»...

Строгий элегантный кобальт + золотой ажурный кант! Такое сочетание, безусловно, является одним из самых изысканных и эффектных в фарфоровом производстве.

Впрочем, среди выставочных экземпляров оказалась и посуда, вовсе лишённая золотого канта.

Кстати, с кобальтом активно работали не только на Ленинградском заводе, но и на некоторых других фарфоровых производствах Советского Союза. Таких предприятий было не очень много, ибо работа с этим красителем достаточно сложная, тонкая, требующая особых навыков и особой расчетливости.

На нашей выставке представлена кобальтовая посуда (заварочные чайники) из Городницы, Кузяевска, др.

Интересно с кобальтом работают и на современных китайских предприятиях, чьи изделия тоже представлены на нашей выставке.

К сожалению, в настоящее время изделия насыщенного синего цвета, которые щедро тиражировались фарфоровыми заводами в советские годы, больше не выпускаются. Многие предприятия закрылись. Мода изменилась.

Ленинградское «золото на синем» можно теперь купить только «с рук» или в винтажных магазинах.

Так что: если у кого-то сохранились подобные изделия, - берегите их!!! Эти вещи – уже винтаж («винтаж» в переводе с французского – «выдержанный временем»). Кстати, винтажными считаются предметы, возраст которых от 30 до 50 лет. Совсем скоро такая посуда станет антиквариатом (статус антиквариата приобретают изделия старше 50 лет).

А полюбоваться, помимо прочего, элегантными, эффектными предметами знаменитой «кобальтовой линии» ЛФЗ можно у нас!!!

Добро пожаловать в Национальную библиотеку им.Чавайна! И не забудьте заглянуть на третий этаж, где размещена экспозиция фарфоровой чайной и кофейной посуды.

Выставка будет работать до Нового года.

 

Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.

Русский