ЗАРИСОВКИ С ВЫСТАВКИ. КУЗНЕЦОВСКИЙ ФАРФОР

25.10.2023 | 294 просмотра(ов)

В Национальной библиотеке им. Чавайна продолжает работать выставка «МЫ ЗА ЧАЕМ НЕ СКУЧАЕМ». Многие представленные на ней предметы из чайных и кофейных сервизов являются весьма и весьма достойными экспонатами, настоящими произведениями фарфорового искусства.  Изображения некоторых из них можно увидеть в специальных каталогах, книгах и альбомах, посвященных русскому фарфору.

Мы же понимаем: чтобы стать иллюстрацией в книге, вещь должна быть по-настоящему значимой. Да и в каталоги попадают изделия, которыми производители гордятся.

И это ли не прекрасный повод, чтобы познакомиться с представленными на выставке экспонатами поближе, а заодно узнать о крупнейших фарфоровых производителях нашей страны.

Начнем с самых ЦЕННЫХ ЭКСПОНАТОВ.

Изюминкой экспозиции является присутствие на ней фаянсовой сахарницы «Березовый пенек с топором» и трёх кофейных чашечек, изготовленных на производствах «Товарищества М.С. Кузнецова» на рубеже 19-20-го веков и чудом сохранившихся в семьях наших читателей. Несомненно, они привлекут внимание посетителей своей хрупкостью, изящным рельефом, позолотой и изысканной росписью. 

Матвей Сидорович Кузнецов – представитель знаменитой династии русских фарфоровых фабрикантов-монополистов, чьи заводы размещались по всей Российской империи: Рига, Буды, Москва, Вербилки, Дулево, Конаково... Каждое новое предприятие, организованное или выкупленное Кузнецовыми, становилось брендом. 

До революции заводы «Товарищества» изготавливали не только высокохудожественную, очень изящную, тонкостенную посуду для дворцов и аристократических особняков, но и  делали относительно недорогой фарфор и фаянс для широкого потребления.

Размещённые на выставке кофейные чашечки  и сахарница как раз и представляют два направления деятельности кузнецовских фарфоровых мануфактур: аристократизм и широкое потребление (ширпотреб).

Конечно же, подобные вещи не могут не иметь своей истории. Они давно обросли семейными легендами, а, значит, являются фамильными ценностями.

Представьте себе такую вполне реальную и трагическую картину: раскулачивание, семью выселяют. На сборы дается очень мало времени. В спешке, в панике вяжутся какие-то узлы, тюки… Нужно успеть взять самое необходимое…  И вот хозяйка в один из узлов украдкой прячет маленькую чашечку… Эта хрупкая вещица едва ли понадобится в их, видимо, очень тяжелом будущем. Она абсолютно непрактична. Но лежит эта чашечка в узле и олицетворяет. Олицетворяет то время, когда семья была безмятежно счастлива…  Скорее всего, подобные чашки тончайшего фарфора прошли со своими хозяевами весь их трудный путь. Смогли противостоять шквалу времени. Чудом уцелели. И вот теперь мы можем любоваться ими в витрине нашей выставки…

Про фаянсовую сахарницу «Березовый пенек с топором» её владелица рассказала следующее: скорее всего, вещь изготовлена по образцу и форме одного из Кузнецовских заводов уже при Советской власти, в 20-е годы. Тогда все производства в стране, в том числе и фарфоровые, уже успели национализировать, но еще не успели разработать и внедрить новые клейма. Имперскому клейму с двуглавым орлом, которым маркировали свои изделия Кузнецовы, на советской посуде, конечно же, места не было. Поэтому на донышке сахарницы нет вообще никакого клейма…

И, если говорить о дореволюционном времени, то надо упомянуть ещё один весьма интересный экспонат нашей выставки. Это – вместительная, четырёхгранная ёмкость прозрачного тёмно-синего стекла. Сама ёмкость сохранилась безупречно, а вот металлическая завинчивающаяся крышечка, к сожалению, подверглась разрушительному воздействию времени.

В подобных банках в Российской империи продавали и хранили чай. На боковых её гранях рельефно выделены две надписи: «Торговый домъ Кнопъ и Кастеринъ въ Москве» и «Чай.  К.и К.  Чистый весъ 1 фунтъ. Цена 2р. 30 к.» (к сожалению, клавиатура не позволила изобразить букву «ять» в словах «МосквЕ», «цЕна» и «вЕс»)…

Добро пожаловать в Национальную библиотеку им. Чавайна! И не забудьте заглянуть на третий этаж, где размещена экспозиция фарфоровой чайной и кофейной посуды.  Выставка будет работать до Нового года.

 

Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.

Русский