«Намедни я посетил музей кукол. Как всё там чувственно, тепло и нежно. Совсем не так, как среди людей…» (Пётр Квятковский)
Что ж… Может, нам стоит поучиться человечности и у кукол тоже… Чтобы и у нас, у людей, всё было тепло и нежно…
В Национальной библиотеке продолжает работать выставка «Куклы со всего света», представляющая сувенирных кукол в национальных костюмах из коллекции Светланы Левенштейн.
В сегодняшнем выпуске «Зарисовок» мы расскажем о куклах, изготовленных в мастерских «Потешный промысел» (Санкт-Петербург).
Но сначала – небольшой экскурс в историю.
Мягкие игрушки, в том числе куклы с головками из папье-маше, в России начали изготавливать во время правления Петра Великого. Многое в нашей стране начиналось именно с Петра. Как видим, и в кукольном деле он был первым. Царь-реформатор специально приглашал голландских мастериц, чтобы они обучали монахинь подмосковного Хотьковского монастыря мастерить кукол по западным образцам.
Этнографические куклы (куклы в национальных костюмах) появились в России много позже, только к середине 19 века. Их использовали в качестве наглядного пособия – как манекены для демонстрации образцов народной одежды разных регионов России.
Кстати, в фарфоровом производстве тоже было распространено изготовление фигурок в национальных костюмах. Например, знаменитая серия «Народы России», которую выпускал Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге.
И если уж мы заговорили о Питере, то среди современных игрушечных производств нужно выделить Петербургские кукольные мастерские «ПОТЕШНЫЙ ПРОМЫСЕЛ». Это предприятие по изготовлению сувенирных и игровых фарфоровых кукол, основанное в 1991 году, сегодня имеет общероссийскую и мировую известность, а также статус народного художественного промысла России! Свою популярность мастерские обрели, конечно же, не на пустом месте, а благодаря высокому качеству изделий, как с технологической точки зрения, так и с эстетической.
Продукция «Потешного промысла» представляет собой весьма интересную разновидность сувенирных кукол. Главенствующее место отводится КОСТЮМУ, так как именно он в данном случае является носителем информации. А вот ЛИЦАМ сувенирных кукол, говорят специалисты, уделяется гораздо меньше внимания. Считается, что индивидуальность кукол «сведена на нет». Да и национальная принадлежность, якобы, обозначена только народным костюмом, а не чертами лица. Например, куколка в марийском свадебном платье (1998). Она, конечно же, очень изысканная, нежная. Её наряд украшен мастерски выполненной национальной вышивкой… Но: на представительницу марийской нации похожа мало...
Ну, вот не соглашусь с этим утверждением! Как это – нет индивидуальности?!? А причёска!? А поза!? А манера носить костюм?! Весь комплекс деталей, безусловно, играет на создание неповторимого образа.
Посмотрите на куколку в наряде дымковской барыни (2000г.)! Огненно-рыжая, уверенная в себе, она стоит в вызывающей позе «руки в боки». Огонь – девка!!! У неё пухлые румяные щёчки, губки – бантиком, бровки – домиком. Фарфоровая головка в смешной и милой шляпке гордо поднята. Носик-пуговка задорно вздёрнут. Плавные жесты рук величавы. Красивая синяя кофта с пышными рукавами и яркими оборками выразительно облегает стан красотки, подчёркивает её «королевскую» осанку, а пышная юбка – тонкую талию. С великолепными округлыми формами «дымковской» барыни отлично рифмуются крупные радужные круги на подоле. Куколка важно шуршит многочисленными оборками нарядного платья, демонстрируя себя невидимой публике. Настоящая русская красавица, которая и коня на скаку, и в горящую избу! И которая себя в обиду не даст никому!!!
Ну?!? Разве она – не яркая индивидуальность!?!
Совсем другой типаж – «Русская красавица в зимнем наряде». Мы воочию видим снежно-холодную героиню пьесы-сказки Александра Николаевича Островского «Снегурочка». Бледное личико – тонкое и нежное – совершенно лишено красок. Фигурка – изящная, словно выточенная из кусочка ломкого льда. Костюм выполнен в холодных синих тонах с белоснежной меховой отделкой. Солнечными бликами сверкают на нём золотые детали-украшения. Хрупкая и прекрасная девушка из мира русской сказки очень хочет горячей человеческой любви… Но ей, сотворённой из снега, льда и холода, не дано испытать человеческих чувств… Пока не дано…
Сюжетная основа литературной «весенней сказки» про Снегурочку не совпадает ни с одним из сказочных вариантов, бытующих в народе. Островский дал волю фантазии и рассказал эту историю на свой лад. По сюжету пьесы вокруг ледяной Снегурочки разгораются нешуточные страсти. Со всеми вытекающими трагическими последствиями. Снежно-холодная героиня сказки вскоре станет неудержимо страстной. И, конечно же, сгорит в этих огненных страстях…
Ещё одна куколка, изготовленная в мастерских «Потешный промысел», - «Русская красавица в кокошнике» (2000). Образ чистый и светлый, ничем не замутнённый. Нежная, целомудренная, неброская красота. Но всмотришься – «глаз невозможно отвесть». Движения «Красавицы в кокошнике» плавные, полные достоинства. Настоящая лебёдушка! Или даже пава… Глаза опущены долу. Но когда взглянет на тебя – точно «рублём подарит»! И всё же, при всей скромности и милости, в героине явно ощущается внутренний стержень. Для меня эта куколка – символ нежности и в то же время осознанного достоинства.
Наряд куколки выполнен в контрастных бело-лиловых тонах: нежность и беззащитность белизны сочетается с упругостью и стойкостью лилового цвета! Платье украшено богатой, но не вызывающей, вышивкой, сделанной с хорошим вкусом.
Одним словом, сувенирные куклы, изготовленные в Петербургских мастерских «Потешный промысел», радуют глаз своей изысканной красотой. Их хорошенькие фарфоровые личики озарены милыми улыбками. Эти улыбки умиротворяют душу, поднимают настроение. Кукольные красавицы из Питера с удовольствием демонстрируют зрителям тончайшей работы народные русские (и не только русские!) костюмы. При этом особенности национальных нарядов переданы очень точно и выразительно.
Удивляет «ювелирная» работа художников! От лицезрения этой работы остается счастливое чувство, что ты приобщился к чему-то чистому, светлому и очень достойному.
Полюбоваться русскими красавицами «Потешного промысла» и другими куклами в национальных костюмах можно на третьем этаже библиотеки на выставке «Куклы со всего света». Добро пожаловать!!!
Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.
- 219 просмотров