ЗАРИСОВКИ С ВЫСТАВКИ. ГЖЕЛЬ

03.11.2023 | 401 просмотра(ов)

В Национальной библиотеке продолжает работать выставка чайной и кофейной посуды «МЫ ЗА ЧАЕМ НЕ СКУЧАЕМ». И – продолжается знакомство с её экспонатами. А попутно – с крупнейшими фарфоровыми производствами  нашей страны.

Особое место в экспозиции занимают изделия из качественного фарфора, выполненные в сине-белой цветовой гамме. Эти бело-синие фантазии мастеров ГЖЕЛИ нам прекрасно знакомы. Они радуют глаз и душу своей ослепительной белизной и выполненной исключительно вручную росписью кобальтом.

По традиции ГЖЕЛЬ считается народным промыслом, рассказ о котором обязательно включается в книги, посвященные русскому декоративно-прикладному искусству. Но надо учитывать, что на современном этапе это отнюдь не кустарное производство, а отлично организованное масштабное предприятие, давно уже ставшее национальным достоянием России. На нем трудятся опытные технические специалисты и получившие специальное образование художники и скульпторы.

Изделия мастеров Гжели всё чаще называют теперь не просто керамикой, а фарфором.

Все представленные на нашей выставке образцы являются авторскими. То есть: если мы перевернем кувшинчик, чашку или чайник, то на дне, кроме клейма, обязательно увидим еще и имя их создателя.  Но, будучи авторским, промысел бережно сохраняет традиции старых мастеров.  

А знаете ли вы, что когда-то кустарные мастера Гжели вовсе и не использовали сине-белую цветовую гамму?!? Да и глину брали красную, а не белую. Изделия получались типа майолики, с росписью многоцветными глазурями.

А потом, в самом начале 19 века, братья Куликовы обнаружили рядом со своим наделом близ села Бронницы (52 км от Москвы) залежи белой глины и основали семейную мануфактуру.

Получилось хорошо! Тем более что один из братьев, Павел Куликов, в свое время поработал на фарфоровом заводе немца Отто (село Перово), выпускающем продукцию по мейсенским образцам, и ему были известны основные секреты и тонкости производства.  Вот его-то, Павла Куликова, и считают основателем традиций гжельского фарфора. 

Подобно немецким мастерам (была на мейсенской мануфактуре такая линия!) Павел Куликов первым начал наносить на гжельский белый черепок кобальтовые узоры. Однако роспись Куликовых была совсем не мейсенская, а выполненная вполне себе в русском народном духе.

Позже, в середине 19 века, серьезную конкуренцию Гжели составили заводы династии Кузнецовых. Производство, основанное Куликовыми, пришло в упадок. В полном объеме оно было восстановлено только после Второй мировой войны.  

В настоящий момент под маркой «ГЖЕЛЬ» объединилось несколько десятков фабрик, большинство из которых принадлежат частным компаниям. Все они строго придерживаются традиционной технологии. И это даже не обсуждается…

Итак, гжельские мастера используют кобальтовую подглазурную роспись. Прежде чем приступить к росписи, изделия отправляют на короткий лёгкий обжиг, а затем окунают в фуксин – малиновую анилиновую краску, которая выявляет мельчайшие трещины и пустоты.

Если таковые выявлены, изделие считается бракованным. Его утилизируют сразу, еще до начала росписи, чтобы художники не делали свою работу впустую.  

Представители бренда никогда не допустят на рынок бракованную продукцию, будь то микротрещины, пузырьки в глазури, неправильный оттенок росписи… Строго следят и за функциональностью посуды: если носик у чайника подтекает или крышка неплотно притерта, или ручка неудобная, то такие экземпляры тоже подлежат утилизации…

При повторном обжиге (серьезном, в 1400 градусов) фуксин выгорает без следа, и черепок вновь становится белоснежным. На этом этапе изделия маркируют знаменитым на весь мир клеймом Гжели.

И вот только теперь наступает черёд росписи.

Единственный краситель, который сейчас применяется на производстве, - это оксид кобальта.  

В натуральном виде кобальт имеет невзрачный, блекло-черный цвет. И только после обжига он приобретает красивый, глубокий синий цвет. Пигмент крайне капризен. При неправильном обжиге он легко меняет окрас: либо темнеет, либо выгорает, становясь пепельно-серым. Но мастерам Гжели удаётся избежать потери звонкой синевы, которая придает изделиям сочный, радостный колорит.

Яркость ультрамаринового цвета усиливается ещё и прозрачной глазурью, в которую изделия окунают сразу после росписи.   

Росписи делаются исключительно вручную. Никакой механической печати! Никаких переводных картинок! Деколь не используют категорически!

Расписывают изделия беличьими кисточками разных номеров. Только беличий волос, считают мастера, позволяет делать тончайшие растяжки цвета. В одном широком мазке, уверяют специалисты, можно насчитать до 30 оттенков синего! 

А объём росписи придают знаменитым гжельским «теневым мазком». Он получается, если усилить нажим на кисть в верхней части мазка и ослабить в нижней. Приём этот известен давно, но именно гжельские мастера подняли его на недосягаемый уровень.  

Кстати, будущие профессионалы, чтобы обрести необходимые навыки,  начинают свое обучение в 6-летнем возрасте. Они учатся виртуозно владеть кистью, изучают композицию, обучаются широкому гжельскому мазку, осваивают тончайшую растяжку цвета…

Чаще всего на фарфоре изображают цветы, ягоды и травы. Реже встречаются изображения фантазийных птиц. Совсем изредка на гжельских изделиях появляются пейзажи и сюжетные картинки.   

Традиционно рисунок не может быть чрезмерно реалистичным, но и явная стилизация тоже не допускается. Таким образом, изображения несколько условны, но легко узнаваемы. Мы без труда отличим ягоды смородины от ягод крыжовника, а пышные розовые бутоны – от других цветов.  

Композиция росписи продумывается до мелочей: в центре размещается самый крупный, акцентный элемент – ветка розы или птица. Его окружают второстепенные, более мелкие детали.

Всё хорошо в наше время на гжельских предприятиях! Вот только знаменитую местную глину, которая в свое время применялась даже для изготовления утонченных царских сервизов, теперь не используют. Потому что её просто нет. Месторождение давно исчерпано. Заводы Гжели работают на привозном сырье.

В нашей экспозиции представлены чайники разных форм и размеров (один из них – в виде сказочного котика!), сахарницы, молочники, бокалы, розетки, ажурные конфетницы и вазы для фруктов, пирожковые тарелки, подносы, подсвечники – одним словом, всё, что требуется для изысканного чаепития. И на всех этих изящных белоснежных предметах цветут роскошные синие розы!

Честное слово, это надо видеть!!!

Добро пожаловать в Национальную библиотеку им. Чавайна! И не забудьте заглянуть на третий этаж, где размещена экспозиция фарфоровой чайной и кофейной посуды. 

Выставка будет работать до Нового года.

 

Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.

Русский