ЗАРИСОВКИ С ВЫСТАВКИ. Дымковская игрушка

07.08.2024 | 187 просмотра(ов)

В Национальной библиотеке продолжает работу выставка «Куклы со всего света», которая по-прежнему привлекает внимание и детей, и взрослых.

Куклы в национальных костюмах вновь приглашают нас в путешествие. Сегодня мы побываем в слободе Дымково и полюбуемся на глиняные игрушки, которые здесь изготавливают.

На низком берегу реки Вятки, почти напротив города Кирова (ранее – город Вятка, а ещё ранее – Хлынов), расположенного на высоком берегу, рассыпаны домики слободы Дымково. Летом Дымково тонет в зелени вековых тополей, а зимой над ним курится сизый дымок печных труб. Не случайно слобода называется так красиво и поэтично – Дымково.

Именно здесь родилось и пошло гулять по свету расписное глиняное чудо – дымковская игрушка!

Началось всё давным-давно. В 15 веке по приказу царя Ивана Третьего (кстати, Иван Грозный был четвёртым по счёту Иваном…) мятежных жителей северного города Великий Устюг выселили в глухие болотистые места на берегу реки Вятки. Тогда переселенцы и основали слободу Дымково. Жители слободы были людьми «рукастыми», занимались разными ремёслами.

Но лучше всего здесь прижилось «потешное дело». К середине 19 века практически в каждой избе слободы лепили глиняные игрушки. В год их налепливали до 100 тысяч. Стоили они недорого: от полукопейки до трёх копеек за штуку. Продавали игрушки на ярмарках, куда стекался народ на праздничные гуляния. Особенно славилась вятская весенняя ярмарка Свистунья.

Вот как в своих «Вятских записках» описывает Свистунью писатель Всеволод Лебедев: «Идущие на ярмарку люди бережно держат перед лицом небольшую глиняную игрушку ценой в три копейки, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят. Это – праздник Свистунья. С давних времён славится город Вятка этим праздником. В Вятке здорово свистят. В Вятке делают игрушки для свиста.

А старухи на скамейке сидят да говорят: «В прежние времена свистели ещё здоровее. В прежние-то времена и старики свистели: приставят к седой бороде барана, ходят и свистят…»

Свистульки делались в виде небольших фигурок. Спереди это были вполне узнаваемые птицы или животные. Сзади же фигурка сводилась на конус, куда и монтировался свисток. Поставить свисток – это достаточно сложная работа, требующая опыта и уверенной руки. Только что слепленную, мягкую ещё фигурку надо было проколоть сзади острой кленовой палочкой «пичужкой», то есть «сделать пусторню». Если с «пусторнёй» не угадать, сделать её меньше или больше, чем надо, то свистулька не засвистит. Звук может получиться глухой, хрипящий, а не звонкий, свистящий…

Кроме свистулек в Дымково лепили множество других замечательных игрушек.

Прежде чем фигурка станет яркой и нарядной, много надо труда положить. Ведь игрушка, утверждают мастерицы, «должна три раза родиться».

Первый раз она рождается, когда её вылепят.

Красную глину заготавливали с осени. Большой запас делали, чтобы на всю долгую зиму хватило. Глину смешивали с речным песком, мелким и чистым. Это для того, чтобы фигурки не трескались во время обжига.

Подготовить глину к работе – дело не простое. Её месили тщательно, как тесто для пирожков, поливая водой. Глиняное тесто должно быть однородным, без единого комочка, без мусора. Готовую глину складывали на хранение в специальные ямы.

Сядет мастерица у окошка, отщипнёт кусочек глины, помнёт в ладонях, скатает шар и расхлопает ровную лепёшечку. Ловко свернёт её – и получится колокол юбки для барыни. К юбке примажет стан, ручки, головку. Две тоненькие колбаски скрутит жгутиком и на голову барыни причёску уложит, а сверху приделает кокошник богатый или шляпку замысловатую. Потом вытянет глину в тонкую ленту и тут же быстренько деревянной лопаточкой наделает ровных оборок. Точно, как по размеру, ляжет оборка на юбку. А тут и фартук готов, и рукава пышные…

Все детали примазываются очень тщательно, аккуратно. При всём желании мы не заметим следов примазки. В процессе лепки мастерица «оглаживает» игрушку мягкой мокрой тряпицей, которая у неё всегда под рукой. Поэтому и получается фигурка ровная, гладкая, будто не руками из отдельных деталей сделана, а отлита в специальной форме.

Вот игрушка и родилась в первый раз – её слепили! Фигурки несколько дней сушили. Были они коричневые, как шоколад, и очень ломкие. Могли прямо в руках раскрошиться.

Чтобы глиняная фигурка стала крепкой, она должна родиться во второй раз: её надо обжечь.

Затопит мастерица русскую печь, дров не пожалеет. Надо, чтобы жара на 3-4 часа хватило. Именно столько времени должны обжигаться глиняные фигурки. После обжига, после своего второго рождения, игрушки становятся прочными, но чёрными от сажи и золы.

Вынут их из печи, остудят, оботрут. Что теперь надо сделать? Нет, раскрашивать пока рано – уж очень они чумазенькие. Фигурки необходимо «обелить». Для этого мел, протертый через сито, разводили молоком и каждую игрушку в эту меловую «сметану» окунали. Фигурки, которые ещё недавно были чёрными, становились ослепительно белыми. Их ставили на сквозняк. Молоко скисало, и на поверхности фигурок образовывалась плёнка казеинового клея. Этим клеем мел намертво приклеивался к глиняной поверхности.

Вот теперь игрушка была готова к росписи, была готова родиться в третий раз.

И вроде бы тысячу раз дело делано, а замрёт на мгновение рука мастерицы: в какой наряд обрядить очередную барыню или кормилицу, какие узоры начертать на хвосте петуха или индюка?!? А потом со всей щедростью русской души начнёт одаривать фигурки удивительными нарядами: в полоску, в круги радужные, в яркую клеточку, в разноцветный горох… А чего скупиться?!? Красок и в позапрошлом веке было много, больше десятка. Причем, мастерицы разводили краски на квасе и яйце, чтобы они ослепительно ярко сверкали на матовой белизне фона.

Кисти у деревенских женщин были самодельные – тонкие лучинки, обмотанные мягкой тряпочкой. Но у каждой уважающей себя мастерицы обязательно была хотя бы одна настоящая кисточка – хорьковая. Её берегли и передавали по наследству. Этой кисточкой делали самую тонкую работу – расписывали личики куколок. Рисунок лица всегда очень лаконичен и точен: два чёрных небольших кружочка – глазки, над ними две тонкие дуги – бровки, один маленький красный кружочек – ротик и два красных кружочка побольше – румяные щёчки.

А в довершение всего игрушки украшали ромбиками потали (тонкая золотая фольга). Полыханье золота делало фигурки ещё наряднее и богаче!

Кстати, в каждом промысле, специализирующемся на изготовлении керамической игрушки, есть такой сюжет, который нигде больше не повторяется. В филимоновской игрушке, например, это – ЛЮБОТА: кавалер и барышня, танцуют, нежно прижавшись друг к другу. В каргопольской игрушке это – ПОЛКАН. Мы привыкли, что Полканами кличут дворовых собак. Но у каргопольских мастериц Полкан – это богатырь, народный защитник, изображённый в воинственной позе, с поднятыми кулаками. Он – наполовину человек, наполовину конь, и напоминает кентавра из древнегреческой мифологии.

А в дымковской игрушке таким оригинальным сюжетом является ВОДОНОСКА. Она выглядят примерно так же, как няня или кормилица, но на её плечи положено лепное коромысло с висящими на ниточках глиняными ведёрками. Нарядная, румяная, идёт она плавно, будто плывёт, стараясь ни капли воды из вёдер не расплескать…

Дымковская игрушка прекрасна и неповторима! Её ни с чем не спутаешь! Если нам посчастливится побывать в Кирове, то непременно надо привезти оттуда вятский сувенир. Вот как говорит об этом уже знакомый нам писатель Всеволод Лебедев: «Что же привезти из Вятки? Берестяной бурачок, пахнущий деревом, да куклу, что светит и блестит, так блестит и светит, что при ней в разговоре слово бранное побоишься сказать. Ведь вот она, красавица, сделанная рукой деревенской старухи, - стоит как гостья, и держись при ней чище и прямее…»

Наверное, такие расписные дымковские игрушки должны быть в каждом доме. Как здорово утром, когда солнечные лучи уже разбудили половодье красок на глиняных фигурках, проснуться и увидеть их, стоящих на полочке. Как обрадуется глаз! Как запоёт и зазвенит душа! Если каждое утро начинать с подобного зрелища, то хорошее настроение гарантировано на весь день!

В нашем библиотечном доме, кстати, дымковские игрушки есть!!! Они – на выставке «Куклы со всего света»!

Добро пожаловать в библиотеку! И – до встречи на выставке!

 

Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.

Русский