В Национальной библиотеке продолжает работать выставка чайной и кофейной посуды «МЫ ЗА ЧАЕМ НЕ СКУЧАЕМ». И мы продолжаем знакомить вас с самыми интересными её экспонатами.
Сегодня «героем» публикации будет посуда из Дулёво. Нарядная, яркая, оптимистичная, щедро расписанная пышными розами.
Любители традиционного дулёвского фарфора легко отличают его от продукции других изготовителей: по колориту, по технике росписи, по особой стилистике…
Но, глядя на полочки нашей экспозиции, где представлены элегантные белоснежные сервизы, украшенные лишь тонкими золотыми ободками или изысканными медальонами с изображением пейзажей, зрители могут недоверчиво спросить: «А разве это Дулёво?!?!»
Да. Это Дулёво! Дулёвские изделия могут быть и такими!
Дулёвский фарфоровый завод (г. Ликино-Дулево, Моск. обл.) до революции 17-го года был одним из самых успешных заводов династии Кузнецовых.
С самого основания (1832 г.) одним из направлений работы предприятия были благородная простота, классические линии, ослепительная белизна, которая великолепно сочеталась с тонкой позолотой. Такие сервизы изысканного стиля делались по европейским канонам и поставлялись ко двору, причем, не только к российскому…
Но замысел основателей мануфактуры был весьма амбициозным: планировалось изготавливать не только утонченный аристократический фарфор, но и в огромном количестве – посуду для массового потребления.
Однако для успешного широкого сбыта требовалась иная роспись – более яркая, броская. Поэтому очень скоро завод Кузнецовых в Дулёво начал разрабатывать линию, ориентированную на национальную самобытность, на русский колорит, на традиции русского чаепития.
И если над «аристократической линией» работали профессиональные художники, то для росписи посуды в народном духе поначалу брали простых деревенских женщин. Крестьянки, не имеющие никакого образования, в том числе и художественного, но от природы наделённые вкусом и широтой души, щедро наносили на блюдца, на бока чашек и чайников незамысловатые розовые цветы с крупными лепестками, зеленые листья… По легенде, они делали это чуть ли не пальцем…
Под руками деревенских женщин эти невиданные цветы оживали, сплетались в причудливые узоры. Тогда-то и родился неповторимый «дулёвский» стиль росписи, ставший той самой «изюминкой», фирменным почерком предприятия.
Написанные сочными, широкими мазками цветы, похожие на розы, стали называть «агашками», якобы, по имени дулёвской крестьянки-художницы Агафьи Кустарёвой, которая очень интересно работала именно в этом стиле. Впрочем, в те времена Агафьями звали каждую вторую работницу фабрики…
От бесхитростных «агашек», от народного письма по керамике пошли все дулёвские рисунки. Именно в них, в «агашках» – ДУША ДУЛЁВСКОГО ФАРФОРА!
Пресыщенным аристократам подобная роспись показалась грубоватой, примитивной. А вот разночинному люду, мещанам, купечеству букеты из роз очень даже нравились! Им, желающим «есть и пить из благородной посуды, как господа», фарфор из Дулёво был и по карману, и по сердцу. Такую посуду охотно закупали и трактиры, причем, не только провинциальные, но и столичные. Посуда расходилась на «ура»! А раз был спрос – Кузнецовы мощно наращивали производство. Очень скоро предприятие стало лидером отрасли.
Позже к росписи в народном духе подключились профессиональные художники. Кузнецовы всегда держали своих стипендиатов в Строгановском училище и в школе Общества поощрения художников.
Обученные мастера взяли на вооружение стиль «агашки» и несколько облагородили его. Уж, во всяком случае, не пальцем рисовали… Но розаны, исполненные как бы мазком пальца, продолжали жить и цвести на дулёвских чашках…
К этому стилю во все времена относились трепетно, традиционные «агашки» свято берегли.
А, впрочем, нет. Не во все времена. В годы становления советской республики руководство завода решило отказаться от «томных, мещанских розовых букетов». На посуде стали рисовать колхозников, рабочих, красноармейцев, запечатлевать трудовые победы, торжественные даты, образы вождей. Это было веянием времени, наглядной агитацией за новую власть! Кстати, традиция обозначать на фарфоре знаменательные даты сохранилась до сих пор. В нашей экспозиции, например, представлен дулёвский бокал с росписью в честь 50-летней годовщины Великой победы 1945 года.
Несмотря на суровость того времени, «агашки» не утратились, не затерялись в «буднях великих строек». К традиционной росписи вернулись достаточно скоро.
Самые узнаваемые росписи дулёвского завода в этом стиле принадлежат кисти Владимира Климентьевича Яснецова, уроженца Дулёво, сделанные им в 50-80-е годы.
Его цветочные композиции – жизнерадостные, свободные, экспрессивные, размашистые, словно детские рисунки! Главная цель мастера – запечатлеть в фарфоре жизнь и красоту природы, передать ощущение радости бытия.
Благодаря Яснецову «розы-агашки» получили новую волну популярности.
Однако в росписях художника присутствовали не только розы, а ещё и ветки ивы, берёзы, цветы сирени, ягоды кизила, калины, черешни, рябины…
В нашей экспозиции представлены два сервиза с росписью цветами сирени: «Сирень» и «Розовая сирень». Причем, особенностью второго сервиза является то, что роспись чайных пар сделана необычно: золотые ветки с розовыми гроздьями цветов сирени вольготно разместились на блюдцах, нарушая всяческую симметрию, а также прихотливо и своевольно расположились не снаружи, а внутри (!!!) чашек.
В 1958 году в Брюсселе проходила Всемирная выставка фарфоровых изделий. На ней была представлена фигурка «Сокол» работы дулёвского художника Алексея Сотникова. На Всемирной выставке «Сокол» завоевал главный приз! Чуть позже (с 1964 года) изображение СОКОЛА стало клеймом, символом и торговой маркой Дулёвского завода. Как сказал поэт Владимир Манохин: «Дулёвская гордая птица расправила над миром крыло…»
Год назад (в 2022 году) Дулёвскому фарфоровому заводу исполнилось 190 лет. Весёлые краски, яркая позолота, пышные «агашки» продолжают радовать своих почитателей! В этих расписных чашках – вся широта русской души!
Сейчас за окнами – крепкий морозец, снег, солнца мало, под ногами – скользко, а у нас в выставочных витринах цветут дулёвские розы, маки, нежная сирень, сплетаются ветки березы, черемухи, рябины…
Поглядишь на дулёвские чашки – и глаз радуется, и душа поёт, и настроение категорически улучшается на весь день!
Думаем, никто не захочет спорить с утверждением, что посуда из Дулёво – самый настоящий антидепрессант!
Обязательно приходите в библиотеку и не забудьте подняться на третий этаж, где размещена выставка чайной и кофейной посуды «Мы за чаем не скучаем!»
Выставка будет работать до Нового Года.
Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.
- 387 просмотров