ЗАРИСОВКИ С ВЫСТАВКИ. ДРЕЗДЕНСКИЙ ФАРФОР

09.11.2023 | 217 просмотра(ов)

В Национальной библиотеке продолжает работать выставка чайной и кофейной посуды «МЫ ЗА ЧАЕМ НЕ СКУЧАЕМ». И – продолжается знакомство с её экспонатами.

Но прежде чем рассказать об очередных «звёздах» нашей выставки, мы дадим небольшую историческую справку о ДРЕЗДЕНСКОМ ФАРФОРЕ.

Вот что удивительно: фарфоровая мануфактура в Дрездене, расположенная совсем рядом с легендарным Мейсеном, не только не затерялась в тени этого гиганта, но и успешно конкурировала с ним. Эксперты всегда высоко оценивали художественные достоинства дрезденского фарфора. За ним прочно закрепился статус ЭЛИТНОГО.

Изящные статуэтки, сервизы, роскошные декоративные вазы из фарфора в стиле рококо, барокко, ампир и бидермайер – это всё изделия мануфактуры Дрездена.

Украшены они полихромными росписями, не уступающими по сложности живописным полотнам старых мастеров, прорезными элементами, позолотой и невероятно натуралистичными лепными цветами. Росписи и лепнина являются фирменным декором дрезденской мануфактуры, её легко узнаваемым, неповторимым стилем.

На протяжении многих десятилетий предприятие оставалось верным направлению, избранному её основателем. Только элитный фарфор. Только  ручное производство. Только ручная высокохудожественная роспись.

Клейма мануфактуры менялись несколько раз. Самое известное и узнаваемое клеймо было введено в 1901г. Это нанесенная подглазурно кобальтом виньетка из синих переплетённых букв SP (Саксонский Порцелин).

В 1920-м году внизу под вензелем добавилась каллиграфическая надпись «Dresden».

Всё вместе это и было зарегистрировано как товарный знак элитного немецкого фарфора высочайшего качества. Этот знак сохранился до настоящего времени.

Дрезденская мануфактура появилась в скромной саксонской деревушке Потшаппель в 1872 году. Её основал Карл-Иоганн Готтлоб Тиме, кустарный живописец по фарфору. Позднее его партнёром стал скульптор Карл Кунцш, который талантливо изготавливал лепные цветочные гирлянды. Именно он разработал то пышное цветочное покрытие, которое сделало продукцию фабрики знаменитой.

За время своего существования фарфоровая мануфактура переживала взлеты и падения. В годы Первой мировой войны и во время Великой депрессии 1920-1930-х возможности экспорта резко упали. Местный спрос тоже порядком сократился. От 300 рабочих к 1932 году на фабрике осталось лишь 70.

И всё же элитный фарфор, хоть и малыми партиями, но продолжали выпускать, ибо даже в трудные времена находились богатые люди, готовые заплатить за эксклюзивную вещицу большие деньги.

В конце Второй мировой войны авиация союзников практически уничтожила Дрезден, но фарфоровая мануфактура, расположенная в пригороде, по счастливой случайности не пострадала. Уцелело и само здание, и бесценная коллекция фарфора.

После войны Саксония оказалась в советской оккупационной зоне. Однако фабрика долго оставалась в частных руках. Государственной она стала лишь в 1972 году. Тогда к работе привлекались талантливые фарфористы и художники, открывались фирменные магазины, продукция экспортировалась в 26 стран.

Однако в 1990-е годы мировой рынок элитного фарфора стало сильно лихорадить. Фабрика начала переходить из рук в руки. Цепочка перепродаж, конечно же, негативно сказалась на производстве хрупкого товара. Так, в 2010 году на Дрезденской мануфактуре работало всего 20 человек. Ежегодно выпускалось лишь 200 единиц товара.

Экономили на всём. Это привело к катастрофе. Через прохудившуюся крышу склада, где хранилось главное достояние компании – десятки тысяч модельных форм, проникала влага, которая безнадёжно портила бесценные формы. Местами кровля вообще обрушивалась, нанося всемирно известному производству невосполнимый ущерб.   

К огромному сожалению, сейчас «Саксонская фарфоровая мануфактура Дрезден» переживает кризис и находится в состоянии банкротства. Впрочем, предприятие до сих пор специализируется на фарфоре класса люкс, а в распоряжении художников – свыше десяти тысяч различных пресс-форм, созданных за период существования фабрики. К сожалению, это только 40% от имеющихся ранее. Большая часть фонда считается безвозвратно утраченной.

Но в любом случае классическая продукция Дрездена, имеющая художественную ценность, остается в музейных и частных коллекциях, а, значит, остается с нами!  

Как оказалось, имеются раритетные изделия и в семьях наших читателей!

В качестве образцов элитного дрезденского фарфора на нашей выставке представлены две небольшие вещицы, две изящные вазочки-креманки на невысоких ножках-основаниях. Судя по клейму, они изготовлены на Дрезденской мануфактуре в 20-30-е годы 20 века.

Владелица этих раритетов поведала, что в свое время они были приобретены у человека, который привёз их в солдатском вещмешке из Германии в качестве военного трофея.

Стиль изделий вполне узнаваемо-дрезденский: элегантный вид, богатая лепка, тонкая многоцветная роспись.

Наши вазочки декорированы лепными фарфоровыми гирляндами, сплетёнными из полевых цветов и плюща. Приглядевшись, мы легко узнаем в этом обилии цветов вполне реалистичные гвоздики, фиалки, дикие розочки, маки, незабудки, маргаритки…

Детали очень мелкие. Каждый цветочный лепесток вылеплен отдельно и раскрашен вручную. Работа скульптора  поражает. Она поистине ювелирная.  

Менее заметна, но не менее филигранна «сеточка» на внутренней и на внешней  поверхности изделий. При внимательном рассмотрении нам показалось, что, скорее всего, «сеточка» - это не выдавленный на фарфоровой массе рельеф, а очень изящная лепка, когда тончайшие полоски пластичной каолиновой массы, переплетаясь, накладываются на еще влажные фарфоровые поверхности, и только потом предметы идут в обжиг.       

Кроме изумительной лепнины на представленном дрезденском фарфоре мы увидим ещё и роспись – очень милые цветочные композиции в мейсенском стиле.  

Наши фарфоровые экспонаты – весьма небольшие по размеру, и изображены на них, соответственно, мелкие букетики полевых цветов: нежно-сиреневые фиалки на одной вазочке и голубые вьюнки на другой.

В составе чайного сервиза таких вазочек-креманок, конечно же, было больше (6? 12?...) И, видимо, роспись на каждой из них была индивидуальной. Но теперь нам остается только догадываться, какие ещё полевые цветы удостоились чести быть талантливо изображенными на предметах дрезденского сервиза.  

Несомненно одно: изысканная форма, виртуозная лепка и изящная роспись  придают изделиям утонченность, лёгкость, ажурность…

Одним словом, вещицы дрезденского фарфора, несмотря на свои малые размеры и на то, что время их не пощадило (есть трещины и сколы), являются настоящим украшением нашей выставки!  

Это надо видеть обязательно!!! 

Добро пожаловать в Национальную библиотеку им. Чавайна! И не забудьте заглянуть на третий этаж, где размещена экспозиция фарфоровой чайной и кофейной посуды. 

Выставка будет работать до Нового года.

 

Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.

Русский