Именно этими словами Иммануил Кант выразил два основных направления и два основных источника своей философии. С одной стороны – защита и философское обоснование законов естественного процесса, а с другой – обоснование человеческого достоинства и взаимного равенства.
22 апреля исполняется 300 лет со дня рождения великого немецкого философа Иммануила Канта.
В жизни Канта длительное время ничего не свидетельствовало о том, что он станет выдающимся философом своего времени. Кант родился в 1724 году в скромной семье ремесленника в Кёнигсберге (Калининград), где он провёл всю жизнь. После окончания философского факультета Кант на целых 9 лет становится домашним учителем, т.к. после смерти отца у семьи Канта сложилось настолько бедственное положение, что будущий учёный вынужден был бросить университет. Но он смог использовать это время для того, чтобы продолжать своё образование. В 1755 году он стал магистром, а вскоре приват-доцентом Кёнигсбергского университета. Приват-доценты не получали жалованья, однако взимали со своих слушателей определённую сумму. Так как Кант был любимым преподавателем и читал всегда по несколько курсов одновременно, он не испытывал нужды. С 1770 года он стал профессором университета с жалованием, покрывающим все его потребности, а когда был признан первым философом Германии, жалованье его ещё более возросло.
Из трудов Канта важнейшим является космологический трактат «Всеобщая естественная история и теория неба». Эта работа одна могла бы обеспечить известность Канту. В ней учёный выдвигает гипотезу о возникновении солнечной системы (и аналогично о возникновении всей Вселенной). Трактат важен с мировоззренческой точки зрения: Кант в нём практически исключает идею сотворения.
Ещё одной наиболее известной из работ Канта является «Критика чистого разума», которая была издана в 1781 году. Выражение «критика чистого разума» означает критику всего познания, к которому можно прийти способом доказательств. «Всё наше познание начинается с опыта». В этой работе философ объясняет термин «вещь в себе». «Вещь в себе́» (также «вещь сама по себе») – одно из центральных понятий философии И. Канта, означающее вещь со стороны тех её свойств, которые не зависят от человеческого восприятия и его специфических условий. Предметы опыта сохраняют своё бытие помимо восприятия человека, не зависят от него.
Идеи, по Канту, функционируют не как сверхчувствительные «предметы», но как тенденции, направляющие наше сознание к неустанному росту и единству. Идеи становятся «предпосылками» нравственного поведения. Речь идёт об идеях свободы, бессмертия и Бога, которые приобретают значение «постулатов» нашего нравственного поведения, потому что «помогают» нашим стремлениям в достижении наивысшего блага.
Известны также работы Канта по этике и эстетике («Замечания о чувствах высокого и прекрасного», «Лекции по этике», «Критика практического разума и основоположение к метафизике нравов» и т.д.).
Вот некоторые интересные факты о личности Иммануила Канта:
1. Кант обладал очень тихим голосом. Однако благодаря этому на лекциях учёного всегда было тихо.
2. Кант имел ряд постоянных, неизменяемых в течение многих лет привычек. Например, каждое утро слуга будил его в 4.55 утра. Спать Кант ложился строго в 22 часа.
3. Кант ел только один раз в день – обедал. Обед начинался всегда ровно в 13 часов и состоял из трёх блюд, вина и десерта. Кант никогда не обедал в одиночку – он приглашал к себе за стол от трёх до девяти человек, с которыми любил беседовать о чём угодно, кроме философии.
4. На протяжении многих лет в одно и то же время Кант совершал послеобеденную прогулку по одному и тому же маршруту. Учёный настолько славился пунктуальностью, что по нему горожане сверяли часы. Лишь однажды он опоздал на прогулку – когда получил письмо с известием о том, что произошла Великая французская революция.
5. Кант считал, что деньги не имеют никакой ценности, кроме одной: с их помощью можно делать добро. Именно поэтому он ежегодно отдавал на поддержку своей семьи и в кассу для бедняков значительные суммы.
6. Кант разработал концепцию свободной личности, в основу которой положил только два аспекта: следовать долгу и содействовать счастью других.
7. Кант никогда не был женат, хотя дважды собирался жениться. Но в обоих случаях он так долго обдумывал этот поступок, что, когда, наконец, решался, одна из его невест уже вышла замуж за другого, а вторая переехала в соседний город.
8. Кант долгие годы возглавлял университет в Кёнигсберге, а затем преподавал студентам. Но в 1801 году из-за проблем со здоровьем учёный вынужден был уволиться. Тем не менее университет до последнего дня жизни Канта выплачивал ему жалование профессора.
9. Кант никогда в жизни серьёзно не болел, а если чувствовал недомогание, то предпочитал лечиться пешими прогулками. Однажды, когда у него была очень высокая температура, он прошёл два с половиной километра. Под конец жизни Кант, хотя и ничем не болел, ослабел настолько, что два года подряд не выходил из дома, что было для него тяжёлым испытанием.
10. У Канта был младший брат, Иоганн Генрих. Окончив университет, он стал священником и служил в евангелическом приходе в Курляндии, на территории Российской империи. Внуки Иоганна уехали жить в Москву, а впоследствии на Урал. Один из потомков даже участвовал в строительстве завода «Уралмаш».
11. Кант дал распоряжение о своих похоронах за 5 лет до кончины. Его желание было следующим: похороны должны состояться на третий день после смерти, быть скромными и только в присутствии самых близких и друзей. Похоронить завещал на обычном кладбище. Умер философ 12 февраля 1804 года в 13 часов со словами «Es ist gut» («Хорошо»).
12. Завещание учёного не было исполнено. К покойному 16 дней был открыт доступ для прощания. Похороны прошли торжественно и многолюдно. Гроб с телом Канта несли 24 лучших студента университета Кёнигсберга, за гробом строем шёл весь офицерский корпус Кёнигсбергского гарнизона, а также тысячи горожан. Похоронная процессия проследовала от дома Канта до Кафедрального собора. Кант был похоронен на профессорском кладбище, примыкавшем к собору с северной стороны. К слову, Кант стал последним, кто был похоронен на территории собора.
13. Несмотря на то, что в 1946 году Кёнигсберг стал Калининградом и властями был взят курс на изгнание всего прусского, могила Канта чудом была сохранена. В газету «Известия» написал письмо некий гражданин Любимов В. В., в котором сообщал, что Канта цитировал Фридрих Энгельс, отзываясь об учёном как об авторе знаменитой гипотезы о происхождении Солнечной системы, которая является отправной точкой всего дальнейшего движения вперёд. Калининградскому мореходному училищу было поручено охранять могилу и поддерживать её в надлежащем состоянии.
Но в 1968 году Кафедральный собор, а вместе с ним и могила Канта всё-таки были разрушены и лишь в 1997 году, когда собор восстановили, восстановили и надгробие на могиле Канта.
В фонде центра чтения вы сможете найти следующие книги:
Кант, И. Из рукописного наследия : (материалы к «Критике чистого разума») / И. Кант. – Москва : Прогресс-Традиция, 2000. – 751 с.
Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант. – Москва : Искусство, 1994. – 365 с. – (История эстетики в памятниках и документах).
Кант, И. Иммануила Канта пролегомены ко всякой будущей метафизике могущей возникнуть в смысле науки. – Москва : Прогресс VIA, 1993. – 237 с.
Гулыга, А. В. Кант / А. В. Гулыга. – Москва : Молодая гвардия, 2022. – 283 с.
Стретерн, П. Кант за 90 минут / Пол Стретерн. – Москва : ИПТК «Логос»ВОС», 2006. – 88 с. – (Круг чтения. Издание для слабовидящих).
Нарский, И. С. Кант / И. С. Нарский. – Москва : Мысль, 1976. – 207 с. – (Мыслители прошлого).
Материал подготовлен сотрудником центра чтения Ю. В. Кулалаевой
- 438 просмотров