ЮБИЛЯРЫ В МИРЕ НАУКИ. Вице-адмирал, путешественник и изобретатель. Степан Макаров

08.01.2024 | 318 просмотра(ов)

8 января исполняется 175 лет со дня рождения Степана Осиповича Макарова, выдающегося русского флотоводца, вице-адмирала, океанографа, кораблестроителя, путешественника, полярного исследователя, изобретателя. Макаров разработал теорию непотопляемости корабля и был создателем знаменитого ледокола «Ермак», он изобрёл оригинальный бронебойный снаряд, его перу принадлежит книга о морской тактике и географические исследовательские работы.

Отцом Степана Осиповича был отставной прапорщик флота Осип Фёдорович. В 1858 г. семья Макаровых переехала на Дальний Восток, в г. Николаевск (ныне г. Николаевск-на-Амуре). Там он поступил в местное морское училище на отделение, готовившее штурманов для Военно-морского флота. Вскоре он был замечен главным командиром порта контр-адмиралом П. В. Козакевичем, по ходатайству которого Степана Осиповича зачислили в Тихоокеанскую эскадру. В течение нескольких лет Макаров ходил в походы на кораблях эскадры, успешно осваивая морское дело. В 1864 г. он был произведён в фельдфебели, а после блестяще выдержанных выпускных экзаменов, в виде исключения, – в гардемарины флота с зачислением в Морской кадетский корпус в Петербурге. После двухлетних учебных плаваний на корвете «Аскольд» в 1869 г. Макаров получил офицерский чин мичмана. Одновременно с освоением морского дела он начал проявлять себя как учёный, публикуя научные статьи в «Морском сборнике».

После назначения на броненосную лодку «Русалка» молодой офицер предложил ряд новаторских усовершенствований в области кораблестроения. Его идеи о разделении судов водонепроницаемыми отсеками, о внедрении магистральных трубопроводов и использовании специальных пластырей для заделывания пробоин нашли высокую оценку у вышестоящего командования, и в 1871 г. Макарову был присвоено очередное воинское звание лейтенанта. В дальнейшем Степан Осипович не раз возвращался к проблемам непотопляемости кораблей, опубликовав ряд научных трудов на эту тему. В 1876 г. Макаров был переведён на Черноморский флот, где вскоре ему удалось применить свои навыки и умения на практике. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. он командовал вооружённым пароходом «Великий князь Константин», который в короткий срок был переоборудован в миноносный и торпедоносный корабль. Настоящим прорывом в военно-морской науке и практике стало первое в истории успешное боевое применения торпеды: в январе 1878 г. на батумском рейде был потоплен турецкий сторожевой корабль. За боевые действия на море в ходе Русско-турецкой войны Макаров за год получил два внеочередных звания, став капитаном 2 ранга, орден Владимира 4-й степени, Св. Георгия 4-й степени и золотое оружие «За храбрость».

В 1880-1881 гг. Степан Осипович принимал участие в Ахал-Текинской экспедиции генерала М. Д. Скобелева, организовав доставку необходимых для армии грузов и припасов водным путём из Астрахани в Красноводск. В конце 1881 г. Макаров опубликовал свой знаменитый труд «Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей», который был удостоен премии Академии наук. В начале 1882 г. Степан Осипович был переведён на Балтийский флот и произведён в капитаны 1 ранга. В 1886-1889 гг. он совершил кругосветное плавание на парусно-винтовом корвете «Витязь». В 1891 г. контр-адмирал Макаров был назначен главным инспектором морской артиллерии, проведя на этой должности большую работу по внедрению новых принципов и усовершенствований в вооружение военно-морских кораблей. В 1897 г. увидел свет его капитальный труд «Рассуждения по вопросам морской тактики», в котором Степан Осипович изложил свои взгляды на проблему боевой готовности русского флота. Начиная со второй половины 1890-х гг. Макаров также отстаивал идеи укрепления материальной базы и боевой подготовки флота на Дальнем Востоке ввиду возможного обострения отношений с Японией и другими государствами. Ещё одной стороной деятельности неутомимого адмирала стали арктические исследования. В 1898 г. было завершено строительство ледокола «Ермак», на котором Макаров совершил ряд высокоширотных плаваний к Шпицбергену, Земле Франца-Иосифа и Новой Земле.

В 1904 г. давние опасения Макарова о конфликте на Дальнем Востоке и неготовности к нему русского флота подтвердились. В условиях начавшейся Русско-японской войны Степан Осипович был назначен командующим Тихоокеанской эскадры. В марте 1904 г. новый командующий предпринял энергичные меры по укреплению флота, однако ему не удалось завершить начатые мероприятия. 13 апреля 1904 г. флагман Тихоокеанской эскадры броненосец «Петропавловск» подорвался на мине и затонул на внешнем рейде Порт-Артура. Погибли около 700 членов экипажа и вице-адмирал Макаров, находившийся на борту «Петропавловска». Гибель броненосца и командующего, пользовавшегося всеобщим уважением, стала настоящей трагедией для русского флота и крайне отрицательно сказалась на всём дальнейшем ходе Русско-японской войны.

Японский поэт Исикава Такубоку (по стечению обстоятельств молодой поэт умер ровно через 8 лет, в один день с прославленным адмиралом) откликнулся на известие о гибели Макарова следующими строками:

Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи,

Не наносите яростных ударов,

Замрите со склонённой головой

При звуках имени его: Макаров.

Его я славлю в час вражды слепой

Сквозь грозный рёв потопа и пожаров.

В морской пучине, там, где вал кипит,

Защитник Порт-Артура ныне спит.

 

В центре чтения вы сможете найти:

Шишов, А. В. Адмирал Макаров. Помни войну / А. В. Шишов. – Москва : АСТ: Астрель, 2004. – 429 с.

Семанов, С. Н. Макаров / С. Н. Семанов. – Москва : Молодая гвардия, 1972. – 288 с.

 

Материал подготовлен сотрудником центра чтения Ю. В. Кулалаевой

Русский