ЮБИЛЯРЫ В МИРЕ НАУКИ. Трижды первооткрыватель Юрий Лисянский

13.08.2023 | 399 просмотра(ов)

13 августа исполняется 250 лет со дня рождения российского мореплавателя и путешественника Юрия Фёдоровича Лисянского. Он первым совершил кругосветное путешествие под российским флагом. Первым продолжил путь от Русской Америки до Кронштадта. Первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана.

В 1786 году, в возрасте 13 лет, досрочно окончив Морской кадетский корпус в Петербурге, Юрий Лисянский поступил гардемарином на фрегат «Подражислав», входивший в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На этом же фрегате он получил боевое крещение в Гогландском сражении во время Русско-шведской войны 1788-1790 годов. В 1789 был произведён в мичманы.

До 1793 года Ю. Ф. Лисянский служил на Балтийском флоте, а потом его произвели в лейтенанты и направили волонтёром в числе 16 лучших морских офицеров в Англию. Там четыре года он совершенствовался в мореходной практике. Он путешествовал по США, в Филадельфии встречался с первым президентом страны Джорджем Вашингтоном, затем на американском корабле добрался до Вест-Индии, где в начале 1795 года едва не погиб от жёлтой лихорадки. Сопровождал английские караваны у берегов Южной Африки и Индии. Обследовал и описал остров Святой Елены. Изучал колониальные поселения в Южной Африке и т.д.

27 марта 1797 года Ю. Ф. Лисянского произвели в капитан-лейтенанты, а в 1800 году, вернувшись в Россию, он сразу же получил должность командира фрегата «Автроил» Балтийского флота.

В ноябре 1802 года за участие в 16 морских кампаниях и двух больших сражениях Юрий Лисянский был награждён орденом Святого Георгия IV степени.

В конце 18 века началась подготовка первой русской кругосветной экспедиции. Морское министерство назначило капитан-лейтенанта Лисянского одним из её руководителей и осенью 1802 года командировало его в Англию для закупки двух шлюпов и части снаряжения. Выбор Лисянского пал на 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением в 450 тонн и 14-пушечный шлюп «Темза» водоизмещением в 370 тонн. Первый парусник был переименован в «Надежду», второй – в «Неву».

К лету 1803 года шлюпы «Нева» и «Надежда» были готовы к отправке. Руководство всей экспедицией и командование шлюпом «Надежда» было поручено капитан-лейтенанту И. Ф. Крузенштерну. Его одноклассник по Морскому корпусу Лисянский командовал шлюпом «Нева».

В 10 часов 26 июля экспедиция вышла из Кронштадта в далёкий путь, «не испытанный до того россиянами». 14 ноября 1803 года в Атлантическом океане «Надежда» и «Нева» под флагом России впервые в истории российского флота пересекли экватор. Лисянский и Крузенштерн обнаружили никем не описанные экваториальные течения.

Затем, в феврале 1804 года, «Надежда» и «Нева» обогнули Южную Америку (мыс Горн) и вышли в Тихий океан. Здесь мореплаватели разделились. Лисянский направился к острову Пасхи, нанёс его очертания на карту и составил подробное описание берегов, природы, климата острова, собрал богатый этнографический материал о его аборигенах. У острова Нуку-Хива (Маркизские острова) корабли соединились и вместе проследовали к Гавайскому архипелагу. Здесь их маршруты снова разошлись. Шлюп «Надежда» под командованием Крузенштерна направился в сторону Камчатки, а «Нева» Лисянского – к берегам Аляски.

4 декабря 1805 года корабли вновь соединились и, пополнив запасы провизии и воды, двинулись в обратный путь.

Крузенштерн проследовал на родину вокруг Британских островов с заходом в Копенгаген. Лисянский первым в мире решился на беспрецедентный безостановочный переход, осуществив его на парусном шлюпе за удивительно короткий по тем временам срок! Впервые в истории мирового мореплавания корабль за 142 дня без заходов в порты и стоянки преодолел 13 923 мили от берегов Китая до английского Портсмута.

За это время «Нева» обследовала малоизвестные районы Тихого океана, провела наблюдения за морскими течениями, температурой, составила гидрографические описания берегов, собрала обширный этнографический материал.

22 июля 1806 года «Нева» Лисянского первой вернулась в Кронштадт, завершив продолжавшееся 2 года 11 месяцев и 18 дней первое в истории отечественного флота кругосветное путешествие.

Лишь через две недели сюда же благополучно пришла «Надежда». Но слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия.

Заслуги Лисянского были всё же отмечены: он получил чин капитана 2-го ранга и орден Святого Владимира III степени. Команда подарила ему на память золотую шпагу с надписью: «Благодарность команды корабля «Нева».

В 1807–1808 годах Лисянский продолжал службу на судах Балтийского флота. Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции. В 1809 году он получил чин капитана 1-го ранга и ему был назначен пожизненный пансион, единственное средство к существованию, поскольку других источников дохода он не имел. Почти сразу же Лисянский, которому было тогда лишь 36 лет, вышел в отставку.

Он уехал в деревню, где занялся приведением в порядок своих путевых записей, которые вёл в форме дневника. В 1812 году он за собственный счёт издал в Петербурге своё двухтомное «Путешествие вокруг света», а затем, также на собственные деньги, и «Альбом, собрание карт и рисунков, принадлежащих к путешествию». Он сам перевёл книгу на английский язык и в 1814 году выпустил в Лондоне. Годом позже книга Лисянского вышла на немецком языке в Германии.

Умер путешественник 22 февраля 1837 года в Петербурге. Он был похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре. Памятник на могиле мореплавателя представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на корабле «Нева».

Ныне его именем названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, один из островов Гавайского архипелага, подводная гора в Охотском море и полуостров на его северном побережье.

В центре чтения вы сможете взять книгу о Ю. Ф. Лисянском из серии «Жизнь замечательных людей». Приятного прочтения!

 

Материал подготовлен сотрудником центра чтения Ю. В. Кулалаевой

Русский