ЮБИЛЯРЫ В МИРЕ НАУКИ. «Русский немец» Иван Ильин

28.03.2022 | 948 просмотра(ов)

28 марта 1883 года родился Иван Александрович Ильин – русский философ, политический мыслитель, теоретик и историк религии и культуры, блестящий публицист, писатель. Каких бы тем ни касался в своих сочинениях Ильин (он автор более 30 книг и несколько сотен статей и очерков), в центре его раздумий всегда находились судьбы своего народа, родины, России.

Иван Ильин родился в Москве. Его отец был дворянином, крестником императора Александра II, присяжным поверенным Московской судебной палаты, а дед служил инженером, строил Московский Кремль, где в дальнейшем проживал со своей семьёй в качестве коменданта.

Золотой медалью и дипломом первой степени отмечена учёба Ивана Ильина в гимназии и на юридическом факультете Московского университета. Иван был третьим сыном в семье. Оба его брата стали юристами, и юноша не смог противиться воле отца. «Золотой» выпускник гимназии, он поступил не на филологический, как того хотел, а на юридический факультет Московского университета. К этому времени 18-летний Ильин знал немецкий, французский, латинский, греческий и церковнославянский языки.

В университете блестящее образование продолжилось: учителями Ильина стали видный религиозный философ князь Евгений Трубецкой и выдающийся философ-правовед Павел Новгородцев, который вспоминал: «Ильин проявляет совершенно выходящую из ряда трудоспособность, соединённую с величайшей преданностью избранной им специальности. Его приходилось не побуждать, а останавливать в занятиях, опасаясь за его переутомление от чрезмерной работы».

Во время учёбы у Ивана проявился большой интерес к философии. Он был, по воспоминаниям современников, «русским немцем»: больше всего его интересовала немецкая классическая философия (труды Канта, Шеллинга, Гегеля Ильин, будучи наполовину немцем, свободно читал на языке оригинала). Именно Гегель оказался для Ильина самым важным философом – ему он посвятил множество научных работ.

С 1910 года началась научная карьера Ивана Ильина. Он стал членом Московского психологического общества, вышла его первая научная работа «Понятие права и силы». В конце года Ильин вместе с женой отправился в научную командировку в Германию и Францию. Там он занимался изучением новейших течений европейской философии, включая философию жизни и феноменологию, а по некоторым источникам, имел даже встречу-сеанс с Зигмундом Фрейдом.

В 1918 году Ильин защитил диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», за которую ему были присуждены степени сразу магистра и доктора государственных наук. После защиты занял в Московском университете должность профессора правоведения.

22 февраля 1914 года Ильин выступил с докладом «Учение Гегеля о сущности спекулятивного мышления». С него началась серия из шести работ, составивших диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека».

Этот научный труд до сих пор считается одним из лучших комментариев философии Гегеля. В нём Ильин подверг критике неспособность «разумного понятия» подчинить себе «иррациональную стихию» эмпирического мира. Диссертация прославила Ильина как философа мирового уровня, на долгое время оказалась последним его изданием в России, а также – в конечном счёте – спасла ему жизнь.

Советскую власть Ильин не принимал никогда. Он писал: «Социализм по самой природе своей завистлив, тоталитарен и террористичен; а коммунизм отличается от него только тем, что он проявляет эти особенности открыто, беззастенчиво и свирепо». Эти взгляды сформировались у философа достаточно рано; но если Февральскую революцию он воспринял как временный беспорядок, к последующей, Октябрьской, отнёсся уже как к совершенной катастрофе.

Противостояние Ильина молодому советскому государству было вполне открытым: он поддерживал белую армию печатным словом и даже финансово.

Первый раз Ильина задержали в апреле 1918 года. Уже тогда резонанс, вызванный арестом доктора государственных наук, преподавателя кафедры истории права и энциклопедии права, был значительным. Вплоть до того, что многие учёные и коллеги Ильина по кафедре требовали взять себя в «заложники», лишь бы сам философ был отпущен. Тогда дело кончилось амнистией.

К 1922 году Ильин попадал под арест уже шесть раз. И шестой мог оказаться последним: после ареста его сразу же осудили, приговорив к смертной казни – расстрелу. Тогда под следствием находилось более 200 человек – сплошь творческая интеллигенция. Позволить себе ликвидацию такого количества «золотых умов» советская власть не могла. Немыслимость расстрела Ильина понимал и сам Ленин. «Нельзя. Он автор лучшей книги о Гегеле», – писал он, имея в виду диссертацию философа. Казнь было решено заменить массовой высылкой в Европу, вошедшей в историю под названием «философского парохода». Троцкий резюмировал: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».

26 сентября 1922 года Иван Александрович прибыл в Штеттин (Германия, ныне Польша).

В Германии Ильин организовал работу Религиозно-философской академии, философского общества при ней, религиозно-философского издания «Русский колокол», который имел характерный подзаголовок: «Журнал волевой идеи». Кроме того, философ начал работу в Русском научном институте (с 1923 по 1934 год), где стал деканом юридического факультета. В 1924 году Ильин был избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете. Словом, его общественная жизнь за границей была едва ли не более насыщенной, чем на родине. Ильин, как многие пассажиры парохода «Oberburgermeister Haken», не растворился в потоках эмиграции, а обнародовал в европейском культурном поле новую, прежде неизвестную Европе русскую идеологическую платформу.

Однако над философом стали сгущаться тучи: в Германию пришёл фашизм. В 1934 году он был уволен с работы, стал преследоваться гестапо.

В 1938 году Ильин переехал в Швейцарию, где закрепился благодаря первоначальной финансовой поддержке Сергея Рахманинова. В пригороде Цюриха Цолликоне Иван Александрович продолжал научную деятельность до конца своих дней. Новая жизнь проходила в ином для Ильина качестве. Он – оратор, лектор, публицист, организатор, идеолог – всё чаще проводил время в затворничестве и, лишённый возможности публиковаться, начал писать в стол. В эти годы была создана наиболее обширная часть литературного и философского наследия Ильина.

Здесь были написаны книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» и «Путь к очевидности». В конце жизни Ильин закончил и издал произведение, над которым работал более тридцати лет, – «Аксиомы религиозного опыта» (1953).

На закате своих дней философ писал: «Пишу и откладываю – одну книгу за другой и даю их читать моим друзьям и единомышленникам… И моё единственное утешение вот в чём: если мои книги нужны России, то Господь сбережёт их от гибели, а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России».

Умер Иван Александрович 21 декабря 1954 года.

 

До 1990-х годов в России об Ильине открыто почти не говорилось. Его труды вновь стали издаваться в СССР с 1989 года.

Влияние на возрождение идей Ильина и памяти о нём оказывает российский актёр и кинорежиссёр Никита Михалков. Идеи Ильина набирают популярность также в среде Русской православной церкви.

В октябре 2005 года прах Ильина и его супруги Натальи Николаевны был перенесён на Донское кладбище в Москве. Рядом с философом похоронены писатель Иван Шмелёв и белый военачальник Антон Деникин, общение с которым было важной частью заграничной жизни Ильина. В 2006 году вернулся на родину и архив Ивана Александровича. Он был доставлен из США в Россию и передан в alma mater философа – МГУ.

Оцифровка архива заняла более четырёх лет. Сегодня уже издано 27 томов собрания сочинений Ильина. Цитаты и тексты из них широко используются как задания для школьного Единого государственного издания, их можно встретить в речах первых лиц государства. 15 июня 2012 года в Екатеринбурге был открыт первый в России памятник Ивану Ильину.

 

В Центре чтения вас ждут книги Ивана Александровича Ильина:

И. А. Ильин: pro et contra / И. А. Ильин. – Санкт-Петербург : Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2004. – 896 с. – (Русский Путь).

Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. – Москва : Республика, 1993. – 431 с. – (Мыслители ХХ века).

 

 

Материал подготовила Ю. В. Кулалаева, главный библиотекарь Центра чтения

Русский