ЮБИЛЕЙ ПИСАТЕЛЯ. «Отец русского театра» Александр Николаевич Островский (1823 - 1886)

12.04.2023 | 1909 просмотра(ов)

Формулировка про «создателя национального театра» хорошо известна всем нам ещё со школы. «Создателем», «основателем» и даже «отцом русского театра» юбиляра сегодняшнего дня (200 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ!!!) А.Н. Островского УЖЕ называли его современники.

Но: профессиональный театр в России существует с начала 18 века. Почему же Островского, который начал творить в середине 19 века, то есть спустя почти полтора столетия после появления первого публичного театра в Москве, величают «создателем русского театра»?!?

Дело в том, что до Островского русские театры жили преимущественно переводами и переделками иностранных пьес весьма сомнительной художественной ценности. Большая отечественная литература на то время дала русской сцене лишь «Недоросля» Фонвизина да три пьесы Гоголя – «Ревизора», «Игроков» и «Женитьбу».

Пушкинские великолепные драматические (по форме!) произведения («Борис Годунов», «Маленькие трагедии», «Русалка») воспринимались читающей общественностью не как «пьесы для постановки», а исключительно как «пьесы для чтения».

У Грибоедова, конечно, было «Горе от ума», а у Лермонтова – «Маскарад»… Но они не ставились тогда по цензурным соображениям.

Собственно, вот и всё. А разве выстроишь полноценный репертуар на трех-четырех пьесах?!?! Даже таких шедевральных, как вышеперечисленные…

Островский пришел в литературу в 50-е годы 19 века (последние годы царствования Николая I), когда русская жизнь трудно, медленно, но неуклонно демократизировалась. Грамотных людей становилось всё больше: купечество, студенчество, небогатые мелкие служащие… Они всё охотнее шли в театр. Зрительный зал был местом, где люди разных сословий объединялись в общем переживании происходящего на сцене.

Новый зритель, пришедший в театр в середине 19 века, хотел видеть что-то вполне узнаваемое, а именно: СЕБЯ, уклад СВОЕЙ жизни, СВОИ проблемы, СВОИ успехи... Таким образом, возникла насущная потребность в бытовом репертуаре из современной русской действительности.

Заслуга Островского (и его удача!) в том, что он очень рано угадал эту тенденцию.

«В настоящее время я – ХОЗЯИН русской сцены!» - писал он театральному начальству незадолго до смерти.

Конечно, ХОЗЯИН! Всю свою сознательную жизнь Островский боролся за создание реалистического театра, за новую этику актёра, за подлинно ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ репертуар. На протяжении почти сорока лет он практически единолично строил театр как целостное ХУДОЖЕСТВЕННОЕ пространство. Именно ему удалось соединить два важнейших тогда вида искусства – театр и литературу.

Кстати, литературная судьба Островского складывалась не очень просто, с определенными препонами, но вполне счастливо.

Уже вторая из написанных им пьес «Свои люди – сочтемся!» (первоначальный вариант названия – «Банкрот») ввела молодого драматурга в большую литературу.

Комедия была опубликована в журнале «Москвитянин» в 1850 году (автору 27 лет). Текст был подписан инициалами А.О. и Д.Г. Под вторыми двумя буквами скрывался некто Дмитрий Горев, провинциальный актер, предложивший Островскому сотрудничество, которое, впрочем, не пошло дальше написания первой сцены. Господин Д.Г. оказался человеком ненадежным, быстро теряющим интерес к начатому делу. Что, впрочем, не помешало ему позже обвинить Островского в плагиате. Именно поэтому молодой драматург вынужден был оставить господина Д.Г. в качестве соавтора.

История была некрасивая, очень нервная, но, как говорится, «нет худа без добра»! Несправедливые обвинения в плагиате подвигли Островского как можно скорее взяться за написание следующей пьесы.

Кстати, «Банкрота» с восторгом приняли Гоголь и Гончаров, а также просвещенное купечество. А вот непросвещенное, но влиятельное московское купечество обиделось за свое сословие, написало жалобу на «клеветника и злопыхателя» Островского. И театральная цензура запретила «Банкрота» к постановке. Автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая 1.

И всё же спустя 3 года драматургу удалось дебютировать на сцене комедией «Не в свои сани не садись» (1853).

После премьеры этой пьесы всем сразу стало предельно ясно: в русском театре начинается новая эпоха. На сцене зрители увидели тех, кого ежедневно встречали в жизни. Актеры очень старались приблизиться к повседневной реальности. Это проявлялось даже в мелочах: так героиня пьесы Авдотья Максимовна впервые появилась на сцене не в условном шелковом французском, а в простом ситцевом платье, какие и носили в будни женщины её сословия.

Следующая постановка – комедия «Бедность не порок» (1853) – и снова оглушительный успех!

Положение писателя в театре укреплялось. Читатели, зрители и сам театр принимали пьесы Островского с восторгом. Каждый сезон театральная публика с нетерпением ждала новую пьесу. И она её получала. А частенько – и не одну! За 35 лет работы драматург создал около полусотни оригинальных пьес.

Кстати, у Шекспира примерно столько же!

Скоро Островский стал ОСНОВОЙ национального репертуара. И, собственно, остается ФУНДАМЕНТОМ русского классического репертуара до сих пор. А что такое фундамент? Он, безусловно, не является большей частью здания, он даже виден мало, но именно фундамент обеспечивает прочность и устойчивость любой постройки. Может быть, пьес Островского в репертуаре каждого из современных театров России не очень много, но они есть обязательно.

Гончаров, обращаясь к Островскому, сказал так: «Только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. И он, по справедливости, должен называться «Театр Островского»!»

«Театр Островского» - это, в первую очередь, Малый театр. Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Более того, Островский создавал пьесы специально для этого театра. Он обязательно лично читал труппе каждую новую пьесу, присутствовал на репетициях. Некоторые произведения были написаны Островским для бенефисов по просьбе того или иного актера Малого театра.

Еще при жизни драматурга Малый стали называть «Домом Островского». У входа в театр установлен памятник великому русскому драматургу.

Задачи Островский ставил перед собой грандиозные, планы его были большими и светлыми, а вот здоровье, к сожалению, этим планам не соответствовало. Напряженная работа истощила организм… Скончался драматург в костромском имении Щелыково, за письменным столом. В этот момент он работал над переводом «Антония и Клеопатры» своего любимого Шекспира. Ему было 63 года…

Сегодня мы, конечно же, воспринимаем Островского не иначе как классика «золотого века» русской литературы, как важнейшую фигуру нашей словесности. Полсотни его пьес, созданных за 35 лет работы, – это подлинный эпос русской жизни.

И никакие радикальные перемены в обществе в целом и в драматическом искусстве в частности не смогли поколебать этой позиции. Даже тогда, когда на смену «актерскому» театру, который существовал веками и для которого творил Островский, пришел современный «режиссерский» театр …

Героинь Островского – Катерину из «Грозы», Ларису из «Бесприданницы», Негину из «Талантов и поклонников», Кручинину из «Без вины виноватые» – мечтали и мечтают сегодня сыграть все русские драматические актрисы.

В школе я думала: Островский… какая древность! А сейчас думаю: какая современность!!! Например, «купеческие» комедии Островского весьма актуальны, ибо в них затрагивается очень и очень болезненная тема честности и порядочности бизнесменов.

А еще думала, что Островский слишком прост. А теперь думаю, что он очень мудр! А язык-то какой сочный!!! В общем, если на сцене Островский – не заскучаешь!

И было бы здорово, если бы знакомство с творчеством Александра Николаевича Островского не заканчивалось изучением в школе «Грозы»…

На фотографии: главный библиотекарь Центра чтения Юлия Кулалаева представляет полное собрание сочинений А.Н. Островского. Добро пожаловать в библиотеку!!!

 

Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.

Русский